Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

«Кармина Бурана» на сцене Донбасс Оперы

20 ноября 2021 года в Донбасс Опере состоялся показ сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана»

Кантата «Кармина Бурана» написанная Орфом для хора, солистов и оркестра – одно из самых спорных классических произведений 20го века, впрочем, как и все творчество композитора-новатора. С момента премьерного исполнения кантаты в 1937 году и по сей день можно встретить диаметрально противоположные мнения со стороны музыкальных критиков об этом нестандартном произведении. Тем не менее именно «Кармина Бурана» принесла Орфу мировую славу и популярность.

Во времена нацистского режима в Германии практически никто из композиторов не занимался сочинительством. В то время в германском обществе была очень популярна тема избранности арийской рассы в духе творений Рихарда Вагнера. Успех новаторской музыки Орфа, композитора с еврейскими корнями, в такой обстановке вызывал большие сомнения. Ведь главные герои «Кармины Бураны» простые жители средневекового европейского города: студенты, прачки, монахини, поэты, знатные горожане, солдаты и даже разбойники. Но вопреки всему премьера «Кармины Бураны» имела огромный успех. Не иначе, как сама судьба или Фортуна распорядились здесь жребием.

В Донбасс Опере премьерный показ этого уникального творения Карла Орфа состоялся 6 июля 2019 года. Режиссер-постановщик дипломант Национального фестиваля «Золотая Маска» Александр Лебедев (Омск-Новосибирск) сумел создать грандиозное красочное действо, не имеющее аналогов в мировой опере. С первых тактов мощное звучания оркестра и хора вовлекает зрителей в неумолимый и ужасающий круговорот Фортуны –

«Фортуны колесо вертеться не устанет: низвергнут буду я с высот уничиженный!»

Ведущим исполнителем в кантате является хор. Главный хормейстер Донбасс Оперы народная артистка Украины Людмила Стрельцова вместе со своим творческим коллективом подняла на высочайший профессиональный уровень не только исполнение хоровой партитуры, но и театральное мастерство артистов хора. Беспрерывное, осмысленное движение групп хора гармонично сочетается с точным исполнением сложных вокальных партий. А когда все группы останавливаются для исполнения мощного tutti, у зрителей возникает состояние необычного эмоционального подъема, непроизвольного чувства «мороз по коже»! Эти ощущения в значительной степени усиливает неповторимая, роскошная, ошеломляющая, а подчас и креативная сценография спектакля.

С детства Карл Орф мечтал о своем театре, делал свои постановки, декорации, писал к ним тексты и т.д. Создание моно-спектакля было его мечтой. Оригинальная постановка «Кармины Бураны» в Донбасс Опере несомненно является прекрасным воплощением такой мечты композитора!

Леонид Эйсмонт