Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Он пел сердцем

18 февраля народному артисту Украины Валентину Землянскому исполнился бы 91 год. Дата не юбилейная, но хотелось бы в ее канун вспомнить о солисте Донецкой оперы, который пел сердцем, жил музыкой и ради музыки.

Валентина Александровича не стало девять лет назад. Он ушел из жизни за три дня до своего 82-го дня рождения, а блестящую карьеру оперного певца завершил осенью 2004 года. Тогда Землянский уступил дорогу молодым коллегам, хоть его бархатный баритон звучал, несмотря на солидный возраст, а зрители спешили купить билеты на спектакли с его участием, едва завидев имя народного артиста на афишах. Впрочем, народным любимцем он стал задолго до того, как официально получил звание народного артиста Украины.

ТРУДНЫЕ ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Путь Валентина Землянского на сцену был нелегким. С детства судьба подбрасывала ему испытания. Всего 11 лет исполнилось мальчишке, когда грянула Великая Отечественная война. Эвакуироваться семья не успела, и страшные годы оккупации Донбасса он провел в Горловке вместе с мамой и сестрой. Выжили. Выстояли.

Война закончилась. Казалось, жизнь налаживается. И вот новое испытание. Отца семейства арестовали. Юный Валентин остался единственным кормильцем и пошел работать на шахту.

Музыка и песни были для их семьи спасением даже в самые трудные минуты жизни. В доме Землянских они звучали и в будни, и в праздники. Прекрасный голос матери, которая, несмотря на отсутствие профильного образования, профессионально пела и народные песни, и романсы, сформировал у будущей звезды оперной сцены хороший вкус. Да он и сам пел. Пел, даже когда казалось, что будущее туманно, а сердце сжималось от горя. Пел в забое, добывая уголь вместе с другими горняками. Они одними из первых заметили, что у их юного коллеги хороший голос. Но намного раньше о таланте сына знала мама, поддержавшая его стремление получить музыкальное образование.

УЧЕНИК И ПЕДАГОГИ

В 1948 году 18-летний Валентин Землянский пришел поступать на вокальное отделение Сталинского музыкального училища. Талантливого парня приняли с радостью. Его баритон педагоги шлифовали, как алмаз. После окончания училища наш земляк отправился покорять Киев, где легко поступил в государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в класс заслуженного артиста УССР Николая Зубарева.

Семье было трудно помогать студенту. А прожить на одну стипендию невозможно. Поэтому уже на втором курсе Валентин начал искать подработку. И нашел. Да не где-нибудь, а в хоровой капелле Украинского радио – стал ее солистом. Иногда случались и выступления на телевидении. Когда-то выпадала возможность заработать лишнюю копейку на озвучивании фильмов. Он брался за все, за любую работу. И не только ради заработка. Просто очень хотелось петь. С каждым годом музыка становилась необходимой как воздух.

Во время учебы в Киевской консерватории Валентин Землянский понял, что хочет петь именно на сцене оперного театра. Он любил все жанры: романсы, народные песни, камерные классические произведения. Но именно королева музыкальных искусств захватила молодого человека, когда он принимал участие в постановках спектаклей в оперной студии при консерватории. Однако педагоги считали, что для оперы у их студента недостаточно мощный голос, поэтому в дипломе было написано «Камерный певец и педагог».

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ НА ОПЕРНУЮ СЦЕНУ

В 1957 году выпускник Киевской консерватории вернулся домой, в Донбасс, где его с радостью приняли на работу солистом Донецкой филармонии. Потрясающие авторские программы, участие в сборных концертах, гастроли захватили молодого певца. Появились и новые друзья, среди которых был композитор Платон Майборода. Благодаря этой дружбе Валентин Землянский стал одним из первых исполнителей «Песни про рушник» на стихи Андрея Малышко. Еще один друг – композитор Альберт Водовозов – подарил Валентину Землянскому песню «Я родился в Донбассе».

Он пел сердцем

Шло время. Творческая карьера Землянского развивалась ярко и стремительно. Он стал популярен, любим зрителями. Но продолжал мечтать об оперной сцене, разучивая партии и занимаясь развитием кантиленности голоса. Настал момент, когда Валентин Александрович решился еще раз поехать поступать в Киевскую консерваторию. Там, конечно же, узнали своего выпускника. Прослушали. Прозвучал вердикт строгой приемной комиссии: «А вы значительно прибавили за это время!» Наконец профессионалы увидели у него талант именно оперного певца! Наконец он смог с головой окунуться в волшебный мир оперы, получив второй диплом, где уже было написано «Оперный певец».

В ДОНЕЦКОЙ ОПЕРЕ

В 1961 году Валентин Землянский стал солистом Донецкого театра оперы и балета. Здесь он проработал 43 года до выхода на пенсию в 2004 году. За эти годы артист создал целую галерею ярких образов в спектаклях. Готовя оперные партии, Валентин Александрович обращал внимание не только на музыкальный материал и, выходя на сцену, не просто пел, а играл роль, как в полноценном драматическом спектакле. Каждый его герой запоминался публике, будь то позитивный или негативный персонаж.

Он умел делать обаятельными даже злодеев. Кого-то из персонажей наделял качествами, присущими ему лично. Так, барон Скарпиа из оперы Пуччини «Тоска» стал в исполнении Землянского не мерзавцем, покушающимся на честь женщины, а настоящим ценителем высокого искусства, эстетом. Вавилонский царь Набукко (Навухудоносор) из одноименной оперы Верди превратился из жестокого завоевателя в человека со сложным внутренним миром, ищущим душевное равновесие и обретающим его через религию. Но самым любимым у зрителей был Риголетто. Многие представители старшего поколения до сих пор не услышали на донецкой сцене ни одного солиста, который смог бы превзойти в этой партии Землянского. Конечно, звучали прекраснейшие голоса, но, по мнению многих зрителей, пока больше никто не смог так пропустить эту роль через свое сердце и представить шута-горбуна интеллигентным человеком с богатым внутренним миром, так страдающим от того, что его большая и светлая душа живет в уродливом теле, обретая темные стороны и негативные черты.

Все исполненные Валентином Александровичем партии перечислить трудно. Вот лишь некоторые из них: Ярослав Мудрый в одноименной опере Ю. Мейтуса; Скарпиа в «Тоске», Марсель в «Богеме», Шарплес в «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини; Риголетто в «Риголетто», Яго в «Отелло», Граф ди Луна в «Трубадуре», Жермон в «Травиате», Набукко в «Набукко», Ренато в «Бале-маскараде» Дж. Верди; Валентин в «Фаусте» Ш. Гуно; Эбн-Хакиа в «Иоланте», Онегин в «Евгении Онегине», Мазепа в «Мазепе» П. Чайковского; Князь Игорь в «Князе Игоре» А. Бородина; Грязной в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова.

Голос Валентина Землянского покорил и европейских зрителей. За роль Яго в «Отелло» итальянская пресса назвала нашего солиста вердиевским баритоном. Представить более значимую похвалу в этой стране трудно.

Давая интервью, Валентин Александрович всегда говорил: «На работу хожу не работать, а служить высокому искусству». И это служение стало примером для молодых коллег, к которым народный артист относился по-отечески. Он старался заботиться о завтрашнем дне любимого театра, о том, чтобы передать опыт новому поколению солистов, только начинающему свой творческий путь.

И старшее поколение, и даже совсем молодые солисты, которым не довелось поработать вместе с Валентином Александровичем, знают, что в стенах «Донбасс Оперы» он оставил частичку своего сердца. И это тепло, как бы мистически это ни звучало, всегда согревает и будет согревать всех, кто выходит на донецкую сцену.

Автор: Ольга СТРЕТТА
Источник: Донецк Вечерний