Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Разумное новаторство в классической опере – залог успеха и долголетия!

18 мая на сцене Донецкого государственного академического театра оперы и балета состоялся показ спектакля «Пиковая дама», одной из самых масштабных и симфонических опер Петра Ильича Чайковского.

Спектакль прошел на высоком творческом подъеме и был тепло принят зрителями.

В чем же секрет повышенного интереса широкого круга любителей классической музыки к «Пиковой даме» именно в постановке Донбасс Оперы? Составляющих компонентов успеха предостаточно.

В первую очередь – это точное, бережное, высокопрофессиональное прочтение партитуры автора.

В этот вечер исполнители главных партий были на высоте не только в исполнении непростых вокальных арий, но и в создании сложнейших, многогранных сценических образов мистической повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама».

Дирижер спектакля Алексей Горобец сумел придать насыщенной, плотной партитуре Чайковского камерное звучание во время исполнения сольных партий и объемное, мощное, стройное аккордовое звучание в кульминационных моментах действия.

И все же главной составляющей успеха представления, на наш взгляд, является смелая, многоплановая, подчас дерзкая (сцена с призраками в казарме у Германа) работа режиссера-постановщика спектакля народного артиста России Юрия Константиновича Лаптева (г. Санкт-Петербург).

Отечественная театральная режиссура в последние десятилетия все меньше являет зрителям и театру образцы профессионализма. Борьба с «театром-нафталином» и «оперной мертвячиной» породили мертвячину иного рода, мертвячину, которая представляет собой зрительский эпатаж и провокацию постановщиков, бросающих моду и псевдоавангард на потребу жирующей публики.

В нашей постановке «Пиковой дамы» Юрий Лаптев решительно отметает варианты взаимопроникновения классики и масскультуры!

Новаторская эстетика режиссера заключается не в напяливании современной «джинсухи» на актеров, не в пренебрежении местом и эпохой событий, а в глубинном раскрытии главной идеи произведения: борьбы между добром и злом гениальных классиков мировой культуры А.С. Пушкина и П.И. Чайковского при помощи современных технических возможностей (потрясающий видеоряд) и смелых сценических решений (оживающие статуи).

Особо следует отметить важную роль хоровых сцен для достижения понятности и смотрибельности спектакля. Для режиссера-постановщика хор театра – это та динамо-машина, которая делает оперу подвижной, стремительной и эмоциональной.

Каждый участник хоровых сцен исполняет свою маленькую роль, выполняет четко поставленную актерскую задачу, но при этом артисты хора Донбасс Оперы каким-то непонятным образом умудряются сохранять великолепное, точное ансамблевое звучание. В этом, несомненно, заслуга не только режиссера-постановщика, но и главного хормейстера театра народной артистки Украины Людмилы Стрельцовой.

Оперный театр существует уже более четырех веков. Во все времена периодически возникал вопрос: «Сколько еще проживет Опера?». Состоявшийся 18 мая показ «Пиковой дамы» на сцене Донецкого государственного академического театра оперы и балета еще раз подтвердил, что бессмертная классика в сочетании с разумным новаторством – залог успеха и долголетия мировой Оперы!

Главный администратор Донбасс Оперы  Л.А. Эйсмонт