120 лет со Дня рождения Александра Коробейченко

Как орел парит на широко расставленных, неподвижных крыльях,
так легко и радостно должно быть и пение.
А.Н. Коробейченко 
 
Коробейченко Александр Николаевич родился 5 марта 1900 года в Киеве в семье железнодорожного слесаря. До 1921 года он учился в гидротехническом училище, имея способности к литературному слову и живописи. А потом, неожиданно для всех, у него появился прекрасный голос (лирический тенор), но он не собирался получать профессию оперного певца и поступил в Политехнический институт. Проучившись там всего полгода, поступил в Киевскую консерваторию и был зачислен в класс профессора В.А. Цветкова.
 
Александр Коробейченко свою творческую деятельность начал в 1924 году. Как оперный певец он избрал путь «гастролирующего ведущего солиста», заключая контракты с дирекцией театра на несколько сезонов. Блистал на оперных сценах Киева, Баку, Тифлиса, Харькова, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска, а с концертными программами объездил Сибирь, Дальний Восток, с триумфом пел в Китае, Северной Корее и Японии.
 
Пластинки и фотографии певца мгновенно раскупались поклонниками его вокального таланта. А.Н. Коробейченко был первым исполнителем в Советском Союзе партии Калафа в опере "Турандот" Дж. Пуччини (1928 г.). Он создал замечательные образы в русских, зарубежных и советских операх, внес большой вклад в развитие оперного искусства. В 1939 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
 
Александр Коробейченко в роли Калафа из оперы "Турандот" Дж. Пуччини
 
Александр Коробейченко в роли Шуйского из оперы "Борис Годунов" М. Мусоргского
 
В 1948 году Александр Коробейченко переехал в Сталинский государственный русский театр оперы и балета, где работал с 1948 по 1960 год. На сцене театра он создает галерею ярких образов лирического и драматического плана. Высокая вокальная культура, сценическое мастерство и эрудиция определяли широту его кругозора. Он придумывал и шил к спектаклям сценические костюмы, обувь и аксессуары, знал историю оперного театра, биографии выдающихся оперных певцов, изучал секреты их вокальной техники. Александр Коробейченко был энциклопедически образованным человеком, в совершенстве владел итальянским языком, вел дневник, который долгие годы хранила его супруга Наталья Ивановна Гришковская. Тридцать шесть лет продолжалась его карьера солиста оперы, и оставил он оперную сцену с голосом, полным силы и полета. Александр Коробейченко вспоминал: «Опера «Отелло» в Сталинском театре оперы и балета стала кульминацией в моем вокальном и сценическом мастерстве».
 
Александр Коробейченко в роли Отелло из оперы "Отелло" Дж. Верди
 
Его неудержимо тянуло на педагогическую работу. В одном из своих дневников Александр Николаевич писал: «Есть огромное желание – оставить ученика. Но его нужно не просто воспитать, его еще нужно и распознать!» И он распознал талантливого ученика – студента Донецкого политехнического института Анатолия Соловьяненко, когда тот пришел к нему в июле 1952 года с письмом-просьбой «прослушать этого юношу».
 
Письмо написала оперная певица Мирович Софья Михайловна, с которой Александр Коробейченко работал в Ленинграде. Встретились две Личности: Великий Учитель Александр Коробейченко, способный воспитать Мастера, и Анатолий Соловьяненко, вошедший в историю мирового вокального искусства.
 
Десять лет упорных занятий с 1952 по 1962 год, 1000 уроков вокала, сольфеджио, итальянского языка, истории музыки, прослушивание записей выдающихся певцов явились прологом к той сенсации, которую произвел преподаватель начертательной геометрии Донецкого политехнического института Анатолий Борисович Соловьяненко, впервые выступив в 1962 году на творческом отчете Донецкой области в Киеве. Исполнив профессионально арию Радамеса из оперы «Аида», он сразу был принят солистом в Киевский театр оперы и балета. В том же 1962 году он принимает участие в концерте в Кремлевском Дворце съездов для делегатов Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир, профессионально исполнив ариозо Канио из оперы «Паяцы».
 
А.Б. Соловьяненко признавался: «Александру Николаевичу я обязан своей творческой жизнью. Я помню, как он говорил, что голос без работы и знаний – это только горлянка!».
 
Рядом с государственным академическим театром оперы и балета, которому в 1999 году присвоено имя А.Б. Соловьяненко, и недалеко от дома, где проживал А.Н. Коробейченко, стоит памятник А.Б. Соловьяненко в костюме Герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди. Этот костюм, туфли, ожерелье, пояс, кинжал на цепи, Александр Коробейченко создал для себя, когда исполнял партию Герцога на донецкой сцене, а потом передал костюм своему ученику Анатолию Соловьяненко, когда тот получил роль Герцога в Киевском театре оперы и балета.
 
Александр Коробейченко и Анатолий Соловьяненко в образе Герцога из оперы "Риголетто" Дж. Верди
 
Листая страницы энциклопедий, везде находишь незыблемую схему: Учитель и ученик. Таким Учителем для народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, известного во всем мире дончанина Анатолия Соловьяненко был ведущий солист Сталинского (Донецкого) театра оперы и балета заслуженный артист РСФСР Александр Коробейченко.