Александр Лебедев: 14 лет дружбы и сотрудничества

Творческая жизнь коллектива Донбасс Оперы всегда насыщена, интересна, полна новых знакомств и встреч с давними друзьями. Об одном из таких друзей хотелось бы рассказать подробнее, но не как о личности, не о его достижениях, а о том, чем он нам близок, за что мы его любим, уважаем и всегда рады видеть в нашем театре.
 
Донбасс Опера планировала на май 2020 года премьеру комической оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Джузеппе Верди в постановке Александра Лебедева. По объективным причинам премьера была перенесена на более поздний срок.
 
Опера Дж. Верди "Фальстаф"
 
Последний год имя этого режиссера на слуху у донецких театралов. Многие знают, что он поставил в Донецке уникальную театральную мистерию «Carmina Burana» Карла Орфа, однако далеко не все помнят, как Александр Лебедев оказался в Донбасс Опере и какие спектакли поставил на ее сцене.
 
Сотрудничество Донецкого театра оперы и балета с режиссером из Санкт-Петербурга Александром Лебедевым началось в 2006 году во время постановки оперы «Фальстаф» Джузеппе Верди. Это был интересный проект, в котором Александр был не единственным постановщиком из-за рубежа; художником-постановщиком и художником по костюмам был Разван Драганеску из Румынии. Этот творческий тандем создал блистательный спектакль, который пользовался огромной популярностью среди донецких зрителей, на сценах Германии и Испании, а сами артисты получали огромное удовольствие от работы в этой постановке.
 
Именно в работе над «Фальстафом» художественным руководством театра был рассмотрен и признан талант этого российского режиссера. Было принято решение пригласить Александра Лебедева в Донбасс Оперу на должность главного режиссера театра, на что петербуржец ответил согласием.
 
С 2008 по 2010 год Александр Юрьевич плодотворно работал в театре и поставил: оперетты «Веселая вдова» Ференца Легара (2008 г.) и «Мистер Икс» Имре Кальмана (2009 г.); оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского (2010 г.); музыкальную сказку «Двенадцать месяцев» Владимира Баскина (2010 г.). Эти спектакли хоть и созданы одним мастером, но они абсолютно разные – каждый имеет свой неповторимый характер, настроение, стилистику и режиссерский подход.
 
После трех лет творческой работы в Донбасс Опере Александр Лебедев вернулся в Россию, где поставил много спектаклей и стал дипломантом Национального театрального фестиваля «Золотая Маска». Но театр не прекращал общаться с режиссером. Как хорошие друзья и коллеги мы просматривали его новые спектакли, радовались его успехам.
 
В 2011 году Александр Лебедев был приглашен в Донецк для постановки оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. «Лебединая песня» великого композитора – опера «Турандот» – в постановке Лебедева стала знаковой для нашего театра – ей аплодировали в Донецке, на многих фестивалях в городах Испании, на гастролях в Воронеже и Волгограде в рамках программы «Большие Гастроли», организованной Федеральным Центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации, а также в Москве на Фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку».
 
В театре в 2019 году было решено поставить «Carmina Burana» Карла Орфа. Ранее артисты театра исполняли это произведение в концертном варианте, теперь же захотелось сделать что-то очень необычное.
 
Дружеские отношения коллектива театра с российским режиссером подтолкнули руководство Донбасс Оперы к приглашению его для создания этой постановки. Мы знали, что Александр Юрьевич с юности увлекался темой вагантов (бродячих студентов эпохи Средневековья), глубоко изучал ее и даже в некотором смысле ассоциировал себя с ними во времена своего студенчества, поэтому лучшего варианта для нас и быть не могло.
 
Руководство театра и артисты были в предвкушении интересной работы и предполагали, что будет нечто незаурядное. Однако никто даже не догадывался, что знакомый всем нам режиссер Александр Лебедев способен создать то, чего еще не было в мире! Из статичной кантаты в одном отделении он создал театральную мистерию в двух действиях, динамичный спектакль с сюжетом, где одновременно происходит столько всего, что даже дух захватывает! И все подвластно Фортуне! Невероятный получился спектакль, о котором хочется говорить и писать еще очень много, но все же лучше увидеть эту мистерию своими глазами.
 
Оргкомитет фестиваля «Видеть музыку» очень заинтересовался этой неординарной постановкой, и театр был снова приглашен в Москву, чтобы представить «Carmina Burana» взыскательной столичной публике. Мы очень надеемся, что запланированный на осень 2020 года фестиваль состоится, и мы в очередной раз заявим о себе как о культурном сердце Донбасса.
 
Возвращаясь к премьере оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Джузеппе Верди в постановке Александра Лебедева, мы, конечно же, скажем, что и сами с огромным нетерпением ожидаем, когда режиссер сможет приехать в театр для проведения циклов сценических репетиций. Он уже приезжал к нам зимой: рассказал о концепции спектакля; поставил задачи, над которыми трудятся как артисты, так и постановочная часть театра. Мы снова доверились этому профессионалу и уверены, что все у нас получится. Полагаем, что уже этой осенью сэр Джон Фальстаф порадует нас своим выходом на сцену Донбасс Оперы.
 
Справедливости ради отметим, что наша любовь к режиссеру Александру Лебедеву взаимная – он не скрывает, что работа на должности главного режиссера в Донбасс Опере была для него важным этапом его творческой жизни, которым он очень дорожит. Александр Юрьевич часто ставит в пример наш коллектив другим театрам, где он создает спектакли, и с удовольствием откликается на очередные предложения Донецкого театра оперы и балета. 
Искренне верим, что сотрудничество с Александром Лебедевым в дальнейшем будет таким же долгим и успешным, как и прежде. А пока… ждем…
 
23 июня наш коллега и друг Александр Юрьевич Лебедев будет отмечать свой День рождения, и мы, конечно же, с удовольствием его поздравим и пожелаем всего, что только можно пожелать такому творческому и позитивному человеку.