Китайская принцесса из Донецка

В рамках фестиваля "Видеть музыку" на сцене "Новой Оперы" выступила труппа Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. Анатолия Соловьяненко (с 2012 - "Донбасс Опера"). В Москве артисты представили оперу Джакомо Пуччини "Турандот" - спектакль 2011 года, возобновленный пару лет назад.
 
Сцена из оперы "Принцесса Турандот" в постановке "Донбасс Оперы". Фото: Елена Лапина/фестиваль "Видеть музыку"
 
С помощью федеральной программы "Большие гастроли" он уже побывал в Воронеже и в Астрахани. Постановку осуществил давно сотрудничающий с коллективом режиссер Александр Лебедев, возглавляющий Омский музыкальный театр, за дирижерским пультом молодой музыкант Юрий Парамоненко, главный дирижер Донецкого театра.
 
В Москве донецкая "Турандот" собрала аншлаг. Современность некогда одного из легендарных советских театров, оказавшегося из-за конфликта на Востоке Украины в прифронтовых условиях работы, складывается, конечно, драматично. Но театр продолжает выпускать премьеры. И, естественно, все постановки стараются делать красивыми, дарящими радость.
 
Именно такова и "Турандот". Декорации простые, но сказочно-яркие, как и наряды героев (сценограф - Надежда Швец, художник по костюмам - Сергей Чепур). Трактовка сюжета Пуччини-Гоцци тоже бесхитростная, почти "оптимистическая". Неприступная китайская принцесса Турандот появляется на сцене из пасти дракона, воплощающего силы зла и насилия. Музыкальный язык "Турандот" лишен приторной итальянской красивости, а полон импрессионистических красок ХХ века.
 
Плотный оркестр сложен для всех исполнителей ведущих партий и даже хора. Но Донецкий театр не стал усиливать состав приглашенными солистами для выступления на московском фестивале. Все работали с невероятной самоотдачей. Турандот - опытная Татьяна Плеханова. Калаф - мощный Виталий Козин. Свергнутый татарский хан Тимур - Юрий Алексейчук. Зловеще комичные министры Пинг, Панг и Понг - Сергей Дубницкий, Александр Бакулин, Григорий Шафир. Лиу - хрупкая Светлана Малеева, поражающая тонкой музыкальностью... Они смогли создать трогательный спектакль, может, не открывающий новых смыслов в искусстве, но свидетельствующий о человеческом подвиге в реальной жизни и необходимости поиска взаимопонимания между людьми.
 
А фестиваль "Видеть музыку" завершился гала-концертом в Бетховенском зале Большого театра. Здесь и была вручена премия "Легенда" за служение музыкальному театру длиною в жизнь.
 
Текст: Мария Балабанова
Фото: Елена Лапина