Болеро...шах/мат, Танго...история любви

Одноактные балеты
Премьера постановки: 1,2 февраля 2020

о спектакле

«Болеро»: сеанс музыкального гипноза
 
Болеро Мориса Равеля – произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки, было создано по заказу известной русской балерины Иды Рубинштейн в 1928 году в маленькой деревушке Монфор-л’Амори, что в пятидесяти километрах от Парижа. По задумке Иды произведение должно было максимально отражать ее индивидуальные танцевальные способности. В основу своего «Болеро» Равель положил две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера.
 
Новаторство и уникальность «Болеро» состоит в идее звукокрасочной мелодии и тембровом крещендо (увеличение силы звука), основанном на переходе от инструмента к инструменту. Сам Равель подчеркивал, что особенность его произведения в неизменности мелодии, темпа и ритма.
 
Российский пианист С. Рихтер в своем дневнике после очередного прослушивания «Болеро» писал: «Каждый раз неповторимый момент гигантского подъема и торжества ритма. Сколь бы я ни слушал это сочинение, каждый раз это как первый раз. А потом в течение недель Болеро продолжает мысленно звучать внутри, надолго растягивая удовольствие. Браво Monsieur Равель».
 
Музыка звучит от еле слышного пианиссимо до громоподобного фортисимо, но при этом неизменно остается в одной и той же тональности до-мажор. Лишь перед самым концом композитор на 8 тактов сдвигает музыку в другую тональность – ми-мажор. Этот момент – кульминация. Тут появляются молчавшие до того барабан, тарелки и гонг. Через несколько секунд музыка обрывается. Не случайно поэт Н. Заболоцкий называет «Болеро» Равеля «священным танцем боя».
 
Первое исполнение «Болеро» состоялось 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера» с сольной партией Иды Рубинштейн.
 
«Болеро» Равеля звучит во многих кинофильмах и в фигурном катании. Российский музыковед Александр Майкапар отмечает, что «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание все новые и новые инструменты».
 
«Танго»: пламя страсти
 
Черно-красная гамма в одежде, томный взгляд партнеров и близость тел – танец еще не начался, но уже заставляет сердца биться учащенно. В нем уживаются сдержанность характеров, строгость линий и безудержная неприкрытая страсть одновременно.
 
Культура танго родилась из смеси испанской и латиноамериканской с тем, что привезли с собой европейские эмигранты. Танго имеет разновидности: аргентинское (первоначальное), бальное, финское. В целом для танго характерно: быстрый ритм; разнообразные движения, в которых задействованы все части тела; большое количество резких поворотов; тесный контакт между партнерами, что создает страстный характер.
 
Сначала во многих странах запрещалось танго из-за его откровенности, но людям нравилось и вскоре танго охватило все, возник даже такой термин как «тангомания».
Астор Пьяццолла говорил: «В Аргентине можно поменять сотню президентов, сменить одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная».
 
Вот некоторые высказывания аргентинских писателей о танго. Хорхе Луис Борхес: «Танго дает двум людям ощущение того, что они - одно целое». Леопольдо Марешал: «Танго - это бесконечная возможность».
 
Великим преобразователем танго является Астор Пьяццолла. Его популярное танго «Забвение»(Oblivion) имеет несколько вариаций. В произведении солирующий инструмент парит над прозрачным ритмичным и спокойным аккомпанементом, исполняя задумчивую печальную мелодию. Средний раздел сменяется контрастной темой – экспрессивной и быстрой. Это самое традиционное и наименее джазовое танго Пьяццоллы.
 
В стиле нового танго Астор написал и издал libertango (либертанго – «танго свободы») в 1974 году в Милане. Это танго было написано в самый трудный момент жизни музыканта – творческого опустошения после расставания с любимой женщиной – Амелитой Балтер. «Либертанго» стало точкой отсчета нового периода жизни и творчества Пьяццоллы.
Известны более двадцати аранжировок «Либертанго» разными составами, но самые популярные те, в которых звучит бандеон. К сожалению, это танго зазвучало почти через 25 лет после создания, благодаря кинофильму Салли Поттер «Уроки танго» (1997 г.) Также звуки либертанго А. Пьяццоллы слышны во многих кинофильмах и даже в мире фигурного катания. В фильме Романа Полански Frantic (1988 год) под эту музыку танцует Харрисон Форд.
 
Каждое исполнение «Либертанго» – это своеобразный творческий синтез композитора и исполнителей, поэтому это танго так разнолико, разнохарактерно, переменчиво. Оно то томно-щемящее – как у квинтета кларнетов, то напористо-агрессивное  – как у ансамбля из 16-ти виолончелей, то экзотически загадочно – как в исполнении маримбофона или виброфона.
 

краткое содержание

Болеро… шах / мат
 
Шахматная игра – это философия, которая имеет множество теорий, трактовок и, конечно же, последователей. Именно их рассуждения наиболее глубоко раскрывают смысл шахмат и их роль в развитии человечества. Вы можете узнать гораздо больше из проигранной игры, чем от выигранной игры. Вы должны проиграть сотни игр, прежде чем стать хорошим игроком.
Х.Р. Капабланка-и-Граупера, 
кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат
 
Шахматы – это не только борьба умов, но и борьба нервов.
М.М. Ботвинник, советский шахматист
 
Шахматы – для каждого свое. Для одного – это искусство, для тех, кто ценит систематизацию, логику, точный выверенный анализ, – наверное, наука, ну а для третьего – прежде всего борьба, азарт, риск.
М.Н. Таль, советский и латвийский гроссмейстер
 
В том-то и состоят шахматы. Сегодня ты даешь сопернику урок, а завтра он тебе.
Р. Фишер, американский гроссмейстер
 
Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память.
А.Е. Карпов, советский и российский шахматист, политик
 
В шахматах в одиночку не создают шедевров. Нужен соперник высшего уровня.
Г.К. Каспаров, советский и российский шахматист, шахматный литератор, политик
 
Мир я сравнил бы с шахматной доской: 
То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой – 
Подвигают, притиснут, – и побили… 
И в темный ящик сунут на покой.
О. Хайям, персидский философ, математик, астроном, поэт
 
Странно мне видеть падишаха, который не умеет играть в шахматы. Как же он будет управлять государством?
А. Папакан, первый шаханшах Ирана, основатель Сасанидского государства
 
Шахматы, подобно музыке, или любому другому искусству, способны делать человека счастливым.
З. Тарраш, немецкий шахматист-теоретик
 
Танго… история любви
 
Ночной Буэнос-Айрес. Бездомные на портовой площади греются у бочек с огнем.
 
Рассвет. Город просыпается. Раздается гудок корабля, прибывшего из Парижа. Все внимание восторженных горожан приковано к гостю – звезде французского балетного театра и блестящему педагогу Жан Полю.
 
Среди толпы людей танцор замечает куртизанку Камилу, торгующую своим телом. Он потрясен красотой девушки и на удивление жителей Буэнос-Айреса и продюсеров публики флиртует с ней. Камила сначала игриво кокетничает с Жан Полем, а потом выбрасывает подаренные цветы и убегает.
 
Жан Поль, погруженный в свои мысли, ищет Камилу. Его посещают три грации – Красота, Мудрость, Любовь, – которые всю жизнь вдохновляли его на творчество, оберегали от бед. Жан Поль делится с ними своими глубокими чувствами.
 
В поисках куртизанки танцор попадает в неблагополучный квартал города, где становится свидетелем конфликта двух противоборствующих группировок. Придя к некоторому согласию, все идут в танго-бар, где находят отдушину в жизни представители разных слоев населения. Здесь Жан Поль находит Камилу, но приблизиться к ней он может, только выждав очередь в 60 человек. Но им, мужчиной, движет не плотское влечение, а желание оградить эту женщину – он накрывает ее своим пиджаком, скрывая наготу.
 
Жан Поль открывает Камиле сердце и забирает ее в Париж.
 
Кабаре в Париже. Камила мощно и экспрессивно танцует танго и получает престижную премию лучшей танцовщицы танго «Пламя страсти». Итальянский миллиардер здесь же дарит девушке крупную сумму денег с расчетом, что она поедет с ним. Камила бросает Жан Поля.
 
Отчаявшийся танцор вновь обращается к трем грациям, изливая им свою боль. Поддавшись порыву, Жан Поль бросается в Сену… Но судьбоносная река не принимает такую жертву, поскольку свое истинное предназначение в жизни он еще не выполнил.
 

постановочная группа

Постановочная группа "Болеро...шах/мат" М.Равеля на 1 марта 2020
 
Хореограф-постановщик, балетмейстер
народный артист Украины 
Вадим Писарев
 
Ассистенты хореографа-постановщика
заслуженный артист Украины 
Максим Вальчик 
Ольга Дранова
Анжелика Кулиева
 
Дирижеры
Павел Куриляк
Александр Пахоленко
 
Музыкальная редакция
Ольга Горюнова
 
Главный балетмейстер
Валерий Попов
 
Главный хормейстер
народная артистка Украины, Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко 
Людмила Стрельцова
 
Художник-постановщик
заслуженный художник Украины
Сергей Спевякин
 
Художник по костюмам
Оксана Кубекина
 
Педагоги-репетиторы
народная артистка Донецкой Народной Республики
Ирина Комаренко
народная артистка Украины
Галина Крамаренко
заслуженная артистка Украины
Елена Огурцова
заслуженный артист Украины
Максим Вальчик 
Галина Володина
Ольга Дранова
Анжелика Кулиева
Эльвира Рыкова
 
Концертмейстеры
Ирина Гринь
Сергей Подъельников
Ольга Янушевская
Татьяна Доломанова
 
Помощник режиссера
Татьяна Лядская
 
Главный консультант проекта – народный артист Донецкой Народной Республики Евгений Денисенко
 
 
Постановочная группа "Танго...история любви." А. Пьяццоллы
 
Хореограф-постановщик, балетмейстер
народный артист Украины
Вадим Писарев
 
Ассистенты хореографа-постановщика
заслуженный артист Украины
Максим Вальчик 
Ольга Дранова
Анжелика Кулиева
 
Музыкальная редакция
Павел Куриляк
Марк Кисляк
Ольга Горюнова
 
Дирижеры
Павел Куриляк
Александр Пахоленко
 
Главный балетмейстер
Валерий Попов
 
Художник-постановщик
Александр Дробный
 
Художник по костюмам
Оксана Кубекина
 
Педагоги-репетиторыпо классу балета
народная артистка Украины
Галина Крамаренко
народная артистка Донецкой Народной Республики
Ирина Комаренко
заслуженный артист Украины
Максим Вальчик
заслуженная артистка Украины
Елена Огурцова
Анжелика Кулиева
Эльвира Рыкова
 
Концертмейстеры
лауреат международного конкурса
Алена Чотий
Ирина Гринь
Сергей Подъельников
Ольга Янушевская
Нина Ильина
Яна Згуевич
Екатерина Ромашина
Рустем Сердюк 
 
Помощник режиссера
Татьяна Лядская
 
Главный консультант проекта – народный артист Донецкой Народной Республики Евгений Денисенко
 
 

действующие лица и составы исполнителей

Действующие лица и состав исполнителей в одноактном балете "Болеро...шах/мат" М.Равеля на 1 марта 2020
 
Белые фигуры
 
Король - Александр Наумов
Королева - Елена Онищенко
Слон - Алексей Литовко, Тарас Харченко
Конь - Михаил Изотов, Святослав Липко
Ладья - Павел Дранов, Вадим Лешенков
Пешки - учащиеся школы хореографического мастерства Вадима Писарева
 
Черные фигуры
 
Король - Константин Якивец
Королева - народная артистка Донецкой Народной Республики Ирина Комаренко
Слон - Дмитрий Лядский, Евгений Клименко
Конь - Александр Липко, Сергей Писарев
Ладья - Ростислав Смоляков, Сергей Трошин
Пешки - артисты балета
 
Вокальный пролог
лауреат международного конкурса
Владислав Лысак
лауреат международного конкурса
Артем Ярошевич (1 марта)
артисты хора
 
Действующие лица и состав исполнителей в одноактном балете "Танго...история любви." А. Пьяццоллы
 
Жан Поль
заслуженный артист Донецкой Народной Республики
Роман Белгородский
Николай Жучков (1 марта)
 
Камила
лауреат международного конкурса
Виктория Губрий (1 марта)
лауреат международного конкурса
Валерия Губрий
Дарья Радковская
 
Миллионер
Константин Якивец (1 марта)
Александр Наумов
 
Стриптизерши
лауреат международного конкурса
Ольга Кудря 
Валерия Апанасова (1 марта)
Юлия Сафонова (1 марта)
Елена Соловей
Алина Суслина (1 марта)
 
Три грации
лауреат международного конкурса
Валерия Губрий (1 марта)
Оксана Зизина (1 марта)
Дарья Радковская
Инна Федосеева (1 марта)
Екатерина Баранова
 
Мафия
Павел Дранов
Михаил Изотов
Евгений Клименко
Вадим Лешенков
Александр Липко
Святослав Липко
Алексей Литовко
Дмитрий Лядский
Александр Наумов
Сергей Писарев
Борис Телелюев
Дмитрий Ткаченко
Сергей Трошин
Тарас Харченко
 
Матросы
Вадим Лешенков
Дмитрий Ткаченко
 
Горожанин
Мирослав Грабовский
 
Танго
лауреат международного конкурса
Ольга Кудря 
Валерия Апанасова
Дарья Радковская
Юлия Сафонова
Елена Соловей
Алина Суслина
Александра Чиркова
Павел Дранов
Алексей Литовко
Дмитрий Лядский
Александр Наумов
Сергей Писарев
Сергей Трошин
чемпионы Донецкой Народной Республики
Стренюк Илья
Водяник Ева
(клуб спортивного бального танца "Адажио")
 
Жители Буэнос-Айреса
артисты балета
артисты миманса
учащиеся школы хореографического мастерства Вадима Писарева
 
Сопрано
лауреат международных конкурсов
Элона Коржевич
Анастасия Доломанова (1 марта)
Анастасия Мельникова
заслуженная артистка Украины
Анна Братусь (солистка Донецкой государственной филармонии им. С.С. Прокофьева) (1 марта)
 
 
Меццо-сопрано
лауреат международного конкурса
Дарья Терещенко 
 
Тенор
лауреат международного конкурса 
Андрей Кривохата
Григорий Шафир
 
Баритон
лауреат международного конкурса 
Артем Ярошевич (1 марта)
Вадим Воловчук
 
Фортепиано
лауреат международного конкурса 
Алена Чотий
 
Виолончель
Ирина Нифонтова
 
Соло в оркестре:
скрипка
заслуженный артист Украины
Игорь Милютин
Марк Кисляк
Виталий Михайлуца
 
контрабас
Константин Марунько
 
фортепиано
Ольга Янушевская
 
Дирижер - Павел Куриляк