Корсар

Балет в двух действиях. Либретто А. Сен - Жоржа и Ж. Мазилье по мотивам поэмы Дж. Байрона «Корсар». Хореография М. Петипа, Е. Хасяновой.
Премьера постановки: 26 октября 2007
Продолжительность: 2 часа

о спектакле

Шарль Адольф Адан известен любителям классической музыки по более раннему произведению – балету «Жизель». Свой новый знаменитейший спектакль он создал через пятнадцать лет после оглушительного успеха произведения, посвященного мстительным Виллисам. Примечательно, что этими двумя спектаклями он открыл новую страницу романтического балета. Балет «Корсар» он задумал создать на основе одноименной поэмы лорда Джона Байрона.
 
Либретто к новому балету Адана было поручено Жюлю-Анри Вернуа де Сен-Жоржу, который уже не первый раз сотрудничал с композитором и был в то время директором театра Опера-Комик во французской столице, создавая либретто к театральным произведениям.
 
В течение всего 1855 года композитор трудился над новым шедевром, и непосредственное участие в работе принимал инициатор этого балета хореограф Жозеф Мазилье, который и осуществил постановку этого спектакля в Grand Opera.
 
Премьера «Корсара» с огромным успехом состоялась в театре Grand Opera 23 января 1856 года и стала лебединой песней композитора – менее чем через четыре месяца Адан скончался.
Высоко спектакль оценила императорская семья, особенно Императрица Евгения. Саму музыку критики отметили за ее мелодичность и приятное гармоническое сочетание. А используемые сценические эффекты и декорации были признаны лучшими в то время.
 
В Петербурге «Корсар» был поставлен через два года после парижской постановки: 12 января 1858 года в Большом театре. Основываясь на хореографии Мазилье, этот балет поставил французский хореограф Жюль Перро.
На сцене Мариинского театра балет «Корсар» был поставлен в 1863 году благодаря стараниям Мариуса Петипа.
 
После этой постановки, судьба спектакля была неоднозначной – его много раз успешно ставили, но каждый раз вносили какие-то изменения, добавляя всевозможные вставные номера и музыку других композиторов. Менялись и балетмейстеры, и хореография, хотя в основе своей все исходили из первоначальной постановки Мазилье, Перро и Петипа.

краткое содержание

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
 
Первая картина.
Многолюдная площадь восточного базара на берегу Босфора. Купцы раскладывают пестрые товары, здесь же идет бойкая торговля невольницами. На площади появляется богатый покупатель Сеид-паша со свитой. Для своего гарема он покупает молодую невольницу Гюльнару.
 
На площадь врываются корсары во главе с Конрадом. Появляется купец Исаак Ланкедем со своей воспитанницей Медорой. Увидев Конрада, она бросает ему селам – букет со смыслом. Прочтя это цветочное послание, Конрад с восторгом убеждается, что красавица Медора любит его. Влюбленные обмениваются страстными и многозначительными взглядами.
 
Сеид-паша обращает внимание на Медору и желает купить ее для своего гарема. Исаак запрашивает за Медору неимоверно высокую цену, которая ему немедленно вручается. Конрад успокаивает опечаленную Медору, обещая освободить ее. По его условному знаку корсары похищают Медору и невольниц. Вместе с ними они уводят и алчного Исаака.
 
Вторая картина.
Грот. Корсары с богатой добычей и захваченными невольницами возвращаются в свое убежище, туда же приводят дрожащего от страха Исаака. Медора просит Конрада освободить невольниц. Конрад любит Медору и готов исполнить ее просьбу. Но с этим не согласен его помощник Бирбанто, который требует дележа невольниц между корсарами. Разгорается спор. Внезапно Бирбанто бросается на Конрада с кинжалом, но повелитель корсаров отражает направленный на него удар и заставляет преклониться пред собой. Бирбанто не желает отказаться от своего намерения и изобретает новый способ отомстить. 
 
Исаак, пользуясь всеобщей суматохой, пытается убежать. Заметив это, Бирбанто решает использовать купца в своих преступных целях. Он опрыскивает снотворным букет и вручает его Исааку, приказывая передать его Конраду. Исаак вручает цветы Медоре и просит передать их предводителю корсаров в благодарность за освобождение невольниц. Медора дарит букет Конраду, который вдыхает аромат и мгновенно засыпает.
 
Бирбанто пытается схватить возлюбленную Конрада, но она защищается и ранит кинжалом руку Бирбанто. Сторонники предателя силой уводят Медору.
 
Действие снотворного проходит, Конрад просыпается и, узнав, что Медору похитили, вместе с корсарами отправляется вдогонку.
 
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ 
 
Первая картина.
В гареме во дворце Сеида-паши скучающие наложницы коротают время в танцах и играх, насмехаясь над смотрителем гарема. Появляется Бирбанто с невольницами. Желая угодить Сеиду-паше, он выводит вперед трех одалисок, но ни одна невольница ему не нравится. Увидев Медору, Сеид-паша восторженно приветствует ее и щедро награждает Бирбанто. Невольницы от души сочувствуют несчастной Медоре, а Гюльнара ее успокаивает.
 
Появляются паломники, направляющиеся в Мекку. Предводитель каравана – седой дервиш просит ночлег, на что Сеид-паша отвечает согласием и разрешает каравану разместиться в саду.
 
Все совершают вечернюю молитву. Предводитель паломников подходит к Медоре и открывает ей свое лицо, она узнает Конрада. После молитвы, пользуясь благоприятным моментом, корсары сбрасывают одежды паломников и вступают в бой со стражей Сеида-паши. Конрад освобождает Медору и других невольниц. Корсары приводят Бирбанто, но Конрад прощает его, и все отправляются на корабль.
 

 

постановочная группа

Балетмейстер-постановщик
народная артистка Украины
Евгения ХАСЯНОВА
 
Дирижер
лауреат международного конкурса 
Юрий ПАРАМОНЕНКО
Александр ПАХОЛЕНКО
 
Художник-постановщик
заслуженный художник Украины
Сергей СПЕВЯКИН
 
Художник по костюмам
Оксана КУБЕКИНА
 
Педагоги-репетиторы
народная артистка Украины
Галина КРАМАРЕНКО
народная артистка Донецкой Народной Республики
Ирина КОМАРЕНКО
заслуженная артистка Украины
Елена ОГУРЦОВА
Ольга ДРАНОВА
Анжелика КУЛИЕВА
Эльвира РЫКОВА
 
Концертмейстеры
Ирина ГРИНЬ
Сергей ПОДЪЕЛЬНИКОВ
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ
 
Помощник режиссера
Татьяна ЛЯДСКАЯ
 
Генеральный директор –
народный артист Донецкой Народной Республики
Евгений ДЕНИСЕНКО
 
Художественный руководитель –
народный артист Украины
Вадим ПИСАРЕВ
 

действующие лица и составы исполнителей

Действующие лица и состав исполнителей на 14 марта 2020
 
Конрад, корсар
заслуженный артист Донецкой Народной Республики
Роман БЕЛГОРОДСКИЙ
Константин ЯКИВЕЦ (14 марта)
 
Медора, воспитанница Исаака
Елена ОНИЩЕНКО (14 марта)
Елена СОЛОВЕЙ
 
Раб
заслуженный артист Донецкой Народной Республики
Роман БЕЛГОРОДСКИЙ (14 марта)
Павел ДРАНОВ
Алексей ЛИТОВКО
Александр НАУМОВ
 
Бирбанто, друг Конрада
Павел ДРАНОВ
Тарас ХАРЧЕНКО (14 марта)
 
Сеид-паша
Мирослав ГРАБОВСКИЙ (14 марта)
 
Исаак Ланкедем, купец
Владимир КРЮКОВ
Владимир РАССАЛЮК (14 марта)
 
Гюльнара, невольница паши
Анна КАСЬЯНОВА
Елена ОНИЩЕНКО
Елена СОЛОВЕЙ
Инна ФЕДОСЕЕВА (14 марта, первое исполнение)
 
Смотритель гарема
Дмитрий ЛЯДСКИЙ (14 марта)
 
Па-де-скляв:
Анна КАСЬЯНОВА
Елена ОНИЩЕНКО
Елена СОЛОВЕЙ
Инна ФЕДОСЕЕВА (14 марта, первое исполнение)
заслуженный артист Донецкой Народной Республики
Роман БЕЛГОРОДСКИЙ
Павел ДРАНОВ
Алексей ЛИТОВКО
Александр НАУМОВ (14 марта, первое исполнение)
Оксана ЗИЗИНА 
 
Па-де-труа: 
лауреат международного конкурса
Валерия ГУБРИЙ 
лауреат международного конкурса
Виктория ГУБРИЙ (14 марта)
Оксана ЗИЗИНА (14 марта)
Валерия АПАНАСОВА (14 марта)
Инна ФЕДОСЕЕВА
 
Danse des Forbans - солисты и артисты балета
 
Соло в оркестре:
скрипка
заслуженный артист Украины 
Игорь МИЛЮТИН
арфа
заслуженный работник культуры Донецкой Народной Республики
Елена КОВАЛЕНКО
Ирина ИВАНОВА
гобой Людмила СЕМЕНЧЕНКО
кларнет Сергей ЩЕПКИН
фагот Геннадий КАЛИСТОВ
труба Евгений ЖУКОВ
виолончель Евгений СКОБИН
 
Дирижер - Александр ПАХОЛЕНКО
 

фотогалерея