В центре Сталино завершается строительство нового современного здания театра. Его открытие для небольшого рабочего городка было настоящей сенсацией. Все стремились попасть на первый спектакль.
12 апреля 1941 года зрителей ожидала грандиозная премьера – опера Михаила Глинки «Иван Сусанин». В театре – аншлаг. Фойе и зрительный зал заполнены ароматом духов «Красная Москва». Женщины в модных платьях из креп-жоржета или панбархата с глубокими декольте. Они надели свои лучшие украшения и постарались сделать красивые прически. Мужчины в костюмах галантно провожают своих дам в зрительный зал. Он уже тогда был таким волшебным, каким мы видим его сейчас. Премьера имела огромный успех!
…А через два месяца начнется самая страшная война. И всех этих людей ждут очень суровые испытания, включая артистов театра, которых не сломило это тяжелое время. Они и в эвакуации продолжали работать, творить, создавать шедевры, которыми уже после войны будут радовать своих зрителей, опаленных войной.
В Государственном архиве ДНР хранятся уникальные документы, рассказывающие об истории донецкого театра оперы и балета. Правда, сохранившаяся летопись начинается только с 1944 года, когда труппа вернулась из эвакуации.
В военном 1944 году артисты представили масштабную оперу Александра Бородина «Князь Игорь». Этот спектакль стал самой дорогой постановкой – на его создание, согласно смете, которая хранится в архиве, было потрачено 120 тысяч рублей. Но что значат эти затраты в сравнении с тем, что артисты подарили людям, которые пережили оккупацию? Сколько горя и боли выпало на их долю в ожидании своих. И вот, в разрушенном, но уже освобожденном городе – грандиозный спектакль! С отличными декорациями, костюмами и, самое главное, виртуозным мастерством артистов театра!
Кстати, исполком Сталинского облсовета предусматривал в проекте бюджета области на 1944 год дотацию Донецкому музыкальному театру в размере 1 миллиона 800 тысяч рублей. Поскольку «бездотационная работа таких театров, как Донецкий музыкальный, практически неосуществима», – сказано в архивном документе. Конечно же, эта сумма была значительно меньше довоенной.
В 1944 году репертуарный план состоял из 12 спектаклей: «Черевички», «Запорожец за Дунаем», «Паяцы», «Корневильские колокола», «Риголетто», «Фауст», «Тоска», «Лебединое озеро», «Князь Игорь», «Гейша», «Надежда Светлова» и «Кармен». Самые дорогие билеты, стоимостью в 20 рублей, были в первых шести рядах партера. А самые дешевые в третьем ярусе – 7 рублей.
Несмотря на то, что еще шла война, в здании театра проводился неотложный ремонт (на капитальный тогда средств еще не хватало), приобреталось новое оборудование и строились планы на новый, 1945 год, который стал годом Великой Победы.