становление

В 1936 году в г. Донецке (Сталино) начинается строительство здания театра. Главным архитектором назначен Людвиг Иванович Котовский, главным инженером – Соломон Давидович Кроль. 12 апреля 1941 г. Донецкий музыкальный театр открывает свой сезон в новом театральном здании, сооруженном по проекту архитектора Людвига Ивановича Котовского, премьерой оперы Н. И. Глинки “Иван Сусанин” (постановщики: режиссеры – И.М. Лапицкий и Я.С. Пресман, дирижер А.Ф. Ковальский, художник Э.И. Ляхович). Сегодня здание театра является памятником архитектуры.

Первым директором и художественным руководителем театра был выдающийся оперный режиссер, последователь системы Станиславского в музыкальном театре, заслуженный артист РСФСР Йосиф Лапицкий. Первые артисты прибыли в Донецкий театр из Москвы, Ленинграда, Киева, Луганска и Винницы. В состав оркестра вошли лучшие музыканты Луганского и Винницкого театров оперы и балета, Сталинской областной филармонии.

С первых дней организации коллектива проводилась работа со зрителем: выездные спектакли, беседы, концерты. Осуществлялись новые постановки оперных и балетных спектаклей. В репертуарную афишу 1941 года были включены: опера Ш. Гуно “Фауст” – премьера состоялась 4 мая 1941г., опера Р. Леонкавалло “Паяцы” – премьера 22 мая, опера Дж. Россини “Севильский цирюльник” – премьера в июне.

7 августа 1941 г. состоялась премьера первого балетного спектакля “Лауренсия” А. Крейна. Партию Лауренсии танцевала Нина Гончарова, позже заслуженная артистка Украины. В период Великой Отечественной войны коллектив театра был эвакуирован в Киргизскую республику (с. Сазановку), а в июне 1942 года переехал в г. Пржевальск, где продолжал работать над созданием новых спектаклей и проводил концертную деятельность в воинских частях и госпиталях.

ТЕАТР ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

Начиная с 25 декабря 1941 года продолжается работа театра в оккупации. Оккупационная газета Юзовской городской управы “Донецкий вестник” информирует о том, что 1 января 1942 года Украинский музыкально-драматический театр открывает свой сезон оперой С. Гулака–Артемовского “Запорожец за Дунаем”. С июня 1942 года директором и режиссером театра был назначен режиссер Мюнхенской оперы Тони Грашбергер и театр переименовывается на Городской театр оперы и балета.

В июле 1943 года театр снова переименовывают на Фронтовую оперу – FRONT–OPER Stalino. В апреле 1944 года в театр из эвакуации возвратились артисты во главе с режиссером Александром Здиховским, художником Эдуардом Ляховичем. И уже в сентябре 1944 года в театре состоялась премьера оперы А. Бородина “Князь Игорь”. “Половецкие пляски” в опере поставил балетмейстер Большого театра, заслуженный артист республики Касьян Голейзовский.

Театр становится центром музыкальной культуры Донецкого края, сценой для украинского и зарубежного, классического и современного оперного и балетного искусства, классической оперетты, музыкальных спектаклей для детей.

ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОПЕРЫ

В 1946 году при театре организована хореографическая студия, которую возглавила Клавдия Васина (солистка балета Национальной оперы Украины). Благодаря этой студии, Донецкая труппа пополнялась молодыми артистами, что способствовало постановке балетных спектаклей.

Значительных успехов добилась балетная труппа театра под руководством главного балетмейстера театра А. П. Гирмана. В 1947 г. состоялись первые балетные спектакли – балет Б. Асафьева “Бахчисарайский фонтан”, который 38 лет был в репертуаре театра и “Лілея” К. Данкевича. В 1948 г. состоялась премьера балета П. Чайковского “Лебединое озеро”.

В сентябре 1947 года Донецкий русский музыкальный театр был переименован в Сталинский государственный русский театр оперы и балета. В 1961 году переименован в Донецкий государственный русский театр оперы и балета. В творческих кругах бывшего СССР Донецкий театр называли “лабораторией современной оперы”. Большая заслуга в этом главного режиссера театра, народного артиста Украины Александра Афанасьевича Здиховского, который за годы своей работы в театре поставил более 70 оперных и музыкальных спектаклей. Впервые в Украине, именно на сцене Донецкого театра оперы и балета поставлены оперы: “Обручение в монастыре”, “Семен Котко” С. Прокофьева, “Дон Жуан” В. А. Моцарта, “Андре Шенье” У. Джордано, “Ярослав Мудрый” Ю. Мейтуса и др.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕПЕРТУАРА

Донбасс Опера (Донецкий театр оперы и балета) одна из первых в Украине обратилась к произведениям современных украинских композиторов, осуществив постановку спектаклей: “Сорочинская ярмарка”, “Оксана” по мотивам поэмы Т. Шевченко, “Сліпа”, “Наймичка” В. Гомоляки, “Маруся Богуславка” А. Свешникова, “Лісова пісня” Н. Скорульской, “Незраджена любов” Л. Колодуба, “Катерина” Н. Аркаса, “Лілея” К. Данкевича, “Запорожець за Дунаєм” С. Гулак-Артемовского, “Наталка Полтавка” Н. Лысенко. На сцене Донецкого театра были поставлены спектакли композиторов национальных республик: “Шуралле” Ф. Яруллина, “Кето и Коте” В. Думбадзе, “Спартак” А. Хачатуряна, “Тысяча и одна ночь” Ф. Амирова и др.

В репертуарную афишу театра, кроме классических произведений, вводились спектакли гражданского и социального звучания украинских композиторов: “Сквозь пламя” Губаренко – это первая опера о революционном Донбассе, “Тихий Дон” И. Дзержинского и др. Украинский композитор Гомоляка именно для Донецкого театра создал партитуру балета “Черное золото”. Это балет о тружениках Донбасса, добывающих из недр земли “Черное золото”- уголь. Впервые в хореографическом искусстве была затронута тема шахтерского труда.

ГОРДОСТЬ ТЕАТРА

Славу и гордость театра в разные годы составляли прославленные артисты: Ю. Сабинин, Е. Горчакова, Т. Подольская, А. Колобов, А. Галенкин, Ю. Гуляев, А. Коробейченко, Н. Момот, В. Землянский, Г. Каликин, Р. Колесник, М. Веденева, А. Бойцов, режиссер – А. Здиховский, художники – В. Московченко, Б. Купенко, В. Спевякин; дирижер – Т. Микитка.

На сцене Донецкого театра в разные годы танцевали и пели такие корифеи и мастера сцены, как народные артисты Советского Союза Иван Козловский, Сергей Лемешев, Мария Биешу, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Клавдия Шульженко, Анатолий Соловьяненко и многие другие.

С 13 сентября по 1 октября 1979 года на сцене Московского государственного академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко состоялись гастроли Донецкого государственного академического русского театра оперы и балета. В. гастрольную афишу театра, впервые приехавшего с творческим отчетом в Москву, вошли лучшие спектакли театра. Оперы: “Сквозь пламя” В. Губаренко, “Десять дней, которые потрясли мир” М. Карминского, “Ярослав Мудрый” Ю. Мейтуса, “Царская невеста” Н. Римского – Корсакова, “Дон Жуан” В. Моцарта, “Орфей” К. Глюка, “Лючия ди Ламмермур” Г. Доницетти, “Девушка с Запада” Дж. Пуччини, “Андре Шеньє” У. Джордано. Балеты: “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева, “Муза поэта” В. Доценко и В. Стародубского, детский балетный спектакль “Малыш и Карлсон” Ю. Тер-Осипова. За время гастролей было показано 22 спектакля, на которых побывало около 30 тысяч москвичей и гостей города.

С большим успехом состоялись творческие отчеты театра и в Киеве. Ведущие артисты приглашались на гастроли во многие страны мира. За большие заслуги в развитии советского искусства 2 ноября 1977 г. театру было присвоено почетное звание «академический». 1 февраля 1983 года за успехи в развитии театрального искусства театр был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР.

В 1992 году при театре была создана школа хореографического мастерства Вадима Писарева.