Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Опера и балет Донецка на фестивале “Видеть музыку”

Опера "Любовные похождения сэра Джона Фальстафа" Верди и балет "Пер Гюнт" на музыку Грига были представлены Донецким театром оперы и балета им. Соловьяненко в рамках VII фестиваля "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ", который проходит с 13 сентября по 12 ноября 2022 года при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.

Выбор двух масштабных постановок для показа на фестивале “Видеть музыку” продемонстрировал обстоятельный подход коллектива Донбасс оперы к московским гастролям. Две интересные, крупные по замыслу работы театральной команды придали стартовый размах и самому фестивальному мероприятию. “Опера опер” Верди и балет на философский сюжет Ибсена уместно выглядели на Новой сцене Большого театра, соответствуя массово-сценическими габаритами простору зала.

Труппа смело привезла в столицу сложный по разным причинам оперный и балетный материал. Венец творения, последняя опера Верди трехактная лирическая комедия “Фальстаф” с большим составом солистов и хоровыми сценами – показатель профессиональной состоятельности оперной труппы. Чего стоит исполнителям один только сложнейший нонет – ансамбль из девяти солистов. К слову сказать, за “Фальстафа” не берётся ни один московский театр. Разноплановые номера “Пер Гюнта”, следуя за характером музыкальной составляющей, требуют от балетной труппы владения разными танцевальными стилями – от норвежского халлинга до гимнастических па. Продолжительность танцевального повествования истории национального героя диктует исполнительскую выносливость и артистическую стойкость.

Опера и балет Донецка на фестивале "Видеть музыку"
Опера “Фальстаф”. 

Режиссер-постановщик Александр Лебедев в “Любовных похождениях сэра Джона Фальстафа” “переодел” рыцаря XV века сэра Джона в оперного певца нашего времени, невостребованного, но по-прежнему неотразимого в собственных заплывших глазках. Признаки оперы-буффа сопутствовали спектаклю все три действия, вызывая смех публики. Оперная постановка покорила яркой сценографической атрибутикой. Впечатляющие декорации и костюмы блистали бутафорской роскошью. Художник-постановщик Сергей Спевякин и художник по костюмам Оксана Кубекина сотворили достойный финала последний акт. Почти вау-эффект вызвала сценографическая картинка маскарада.

Опера и балет Донецка на фестивале "Видеть музыку"
Опера “Фальстаф”. 

Сильной стороной спектакля, по режиссерскому решению и музыкальному исполнению получились хоровые сцены. Забавно выглядел финал второго акта с толпой мужского хора, был выразителен женский хор призраков и драматургически цельна вся массовая сцена в 3 акте. Инерция, которая в силу количества всегда присуща хору и оркестру, была на одной частоте, позволяя оркестрантам и хоровикам звучать вместе. Солисты и ансамбли иногда страдали разнотемповостью между собой и оркестром. Трудности вокальных номеров Верди, триольные остинато в быстрых темпах, знаменитый нонет усложняли жизнь всем. Тем не менее, в оправдание труппе хочется добавить – что не позволительно какому-нибудь столичному коллективу, региональному разрешается. На таких трудных оперных экземплярах артисты воспитывают свое мастерство, поднимая такую высокую планку. Вадим Воловчук (Фальстаф), Владислав Лысак (Форд), Андрей Кривохата (Фентон) создали убедительные вокальные и сценические образы. Анна Максудова (Квикли) была комедийно артистична.

Опера и балет Донецка на фестивале "Видеть музыку"
Персонажи оперы “Фальстаф”. 

Дирижер Юрий Парамоненко вел нелегкие партитуры обоих спектаклей. Оркестровая фактура у Верди и у Грига очень насыщенная, многоголосая и богато инструментованная. Держать правильные темпы, корректируя их под вокалиста или танцора, облегчая им трудности, дирижеру приходилось постоянно.

Солисты балета Роман Белгородский (Пер Гюнт) и Виктория Губрий (Сольвейг) смотрелись красивой парой. Артисты контрастировали по темпераменту в силу сценических образов. Стремительный и дерзкий, “громкий” персонаж Романа был всегда в гуще приключенческих событий, двигался быстро, резво нагоняя судьбу прыжками. Солист притягивал к себе внимание и в исполнительском отношении. Мягкая, нежная Сольвейг-Виктория “немногословно” исполняла простые плавные линии танца. У героини были выразительны руки, своей безысходностью они выказывали преданность любимому человеку и покорность долгу. Лирическая кульминация, смысловой акцент балета – финальный дуэт героев стал поэтическим завершением спектакля, исполненный солистами в драматически-печальном высказывании.

Опера и балет Донецка на фестивале "Видеть музыку"
Балет “Пер Гюнт”. 

Хореограф-постановщик Вадим Писарев развернул балетное действо по нарастающей, удерживая интерес зала. Либретто составили Юрий Станишевский и Геннадий Кондауров. Разнообразие пластики было обусловлено сюжетом Ибсена с национальными особенностями и жанровыми зарисовками. Безусловно, музыка Грига царила и вела за собой исполнителей.  Павел Дранов (Доврский король и профессор) выстроил свою партию характерно и артистично. Кордебалетные сцены, ансамбли получились не совсем гладко по танцевальным фигурам, но нужное настроение присутствовало. Знаменитый номер “В пещере горного короля” был повторен дважды. Одного раза, действительно, было недостаточно для нарастания кульминации. За вторым разом Пер Гюнта эффектно выбросило из клубка извивающихся тел. Пленительное “Утро” просыпалось девушками-птицами в белых легких одеждах.

Опера и балет Донецка на фестивале "Видеть музыку"
Балет “Пер Гюнт”. 

Сценография, видеографика, костюмы художников – Сергея Спевякина, Жанны Корягиной, Оксаны Спевякиной, Оксаны Кубекиной – воспринималась высоким уровнем сценической и артистической фантазии придумщиков.
Гастроли Донбасс Оперы на VII фестивале “ВИДЕТЬ МУЗЫКУ” – это заявка коллективной смелости труппы в стенах Большого театра на глазах у всех коллег по музыкально-театральному цеху.

Источник rewizor.ru
(информационный портал по культуре в России и за рубежом) Автор: Елена Алексеева