Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

«Донбасс Опера»: молодость в 90 лет

90-й юбилейный сезон в «Донбасс Опере» в полном разгаре. Зрителей уже порадовали премьерами как на Основной сцене (балет «Спящая красавица»), так и на Холл-сцене (одноактная опера «Пиратский треугольник. Рита»).

К сожалению, из-за сложной эпидемиологической обстановки перенесен фестиваль-конкурс «Романсиада». Но творческая жизнь в театре продолжается. Она насыщена репетициями, нескончаемым поиском идеала, вдохновенной работой как артистов балета и оперы, так и всех цехов. Впереди новые победы и грандиозные премьеры. Так, 27 марта 2022 года «Донбасс Опера» отметит свое 90-летие долгожданной для всех зрителей новинкой – премьерой оперы «Князь Игорь».

А пока хочется окунуться в историю театра и вспомнить, какой путь он прошел, прежде чем стал носить гордое имя «Донбасс Опера».

Рождение в Луганске

Да-да, корни сегодняшней «Донбасс Оперы» уходят в Луганск. Именно там в 1932 году наш театр был создан на базе Передвижного оперного театра Правобережной Украины. Согласно документам Наркомпроса, с 15 марта этот коллектив был передан в распоряжение Донецкого театрального треста. Как указывалось в официальных бумагах, для постоянного обслуживания населения Донбасса.

Свой первый сезон театр открыл спустя пять с половиной месяцев, 1 сентября 1932 года. На суд зрителей представили оперу А. Бородина «Князь Игорь». Поэтому то, что и свое 90-летие театр отметит именно этой постановкой, весьма символично.

Довоенный репертуар

К 1935 году коллектив театра состоял из 225 человек. Среди них было 45 артистов балета, столько же оркестрантов, хор из 40 человек и три состава солистов оперы. По современным понятиям это более чем скромные творческие силы. Но этот относительно небольшой коллектив смог потянуть внушительный репертуар, в который входили такие большие постановки, как «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто», «Травиата» и «Аида» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, а также балеты «Раймонда» А. Глазунова, «Красный мак» Р. Глиэра, «Ференджи» Б. Яновского.

Премьера «Спящей красавицы» в Донбасс Опере, или торжество чистоты классического танца

В 1940 году коллектив уже мог похвастаться наличием талантливых мастеров оперы. Юрий Сабинин и Надежда Лотоцкая, Павел Никитенко и Тамара Собецкая, Александр Мартыненко и Тамара Подольская стали одними из первых, кто принес славу Донецкой опере. Стали известны имена и дирижеров Е. Шехтмана и А. Ковальского, режиссера А. Здиховского, художников Э. Ляховича и П. Злочевского.

Новый дом для коллектива

В нынешнее здание театра коллектив переехал 12 апреля 1941 года. А строился этот грандиозный памятник архитектуры более четырех лет. Фундамент был заложен в 1936 году. Автором проекта и главным архитектором стал знаменитый Людвиг Иванович Котовский. А главным инженером – Соломон Давидович Кроль.

Переезд в новое здание, казавшееся настоящим дворцом, коллектив театра отметил грандиозной премьерой оперы Н. Глинки «Иван Сусанин». Коллектив, пополнившийся новыми артистами и музыкантами из Москвы, Ленинграда, Киева, Винницы, Луганска, горел желанием творить. Эти устремления разделял и директор – художественный руководитель Йосиф Лапицкий, известный оперный режиссер, заслуженный артист РСФСР. Поэтому еще несколько премьер в стенах нового здания долго себя ждать не заставили. 4 мая 1941 года зрителей порадовали «Фаустом» Ш. Гуно, 22 мая показали «Паяцев» Леонкавалло, а в июне успели презентовать «Севильского цирюльника» Дж. Россини.

Премьера «Спящей красавицы» в Донбасс Опере, или торжество чистоты классического танца

Продолжилась работа и после начала Великой Отечественной войны. 7 августа 1941 года на сцене театра состоялась премьера балета «Лауренсия» А. Крейна.

Великая Отечественная война

До оккупации Донбасса часть коллектива театра успела эвакуироваться в Киргизию, где артисты не только работали над новыми постановками, но и активно давали концерты в воинских частях и госпиталях.

Но была и часть труппы, оставшаяся в оккупации. С 25 декабря 1941 года театр, названный Украинским музыкально-драматическим, возобновил работу, а 1 января 1942-го открыл сезон оперой С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». В июне 1942-го оккупанты переименовали театр в Городской театр оперы и балета, а в июле 1943-го – в Фронтовую оперу.

Когда Красная армия освободила Донецк, эвакуированная часть труппы поспешила вернуться домой. И уже в апреле 1944-го режиссер А. Здиховский, художник Э. Ляхович и истосковавшиеся по работе на большой сцене артисты оперы и балета приступили к постановке «Князя Игоря», вторая премьера которого состоялась в сентябре.

Жемчужина высокой культуры

После войны в театре не только восстанавливается утраченный за годы оккупации репертуар, но и появляются новые названия на афишах, среди которых не только оперы и балеты, но и оперетты, и музыкальные сказки для детей.

В 1946 году в Донецк прибыла солистка балета Национальной оперы Украины Клавдия Васина. Ее миссией стало открытие хореографической студии на базе театра. На месте отыскивали талантливых детей и ковали кадры для балета. Коллектив начал пополняться молодыми балеринами и танцовщиками, что позволяло ставить большие балетные спектакли. Уже в 1947-м на репертуарной афише появились такие названия, как «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лебединое озеро», П. Чайковского, «Лилея» К. Данкевича.

Творческие 1960-е

В 1961 году коллектив стал называться Донецким государственным русским театром оперы и балета. В ближайшие годы репертуар пополнился многими как современными, так и классическими операми. Среди новых названий – «Обручение в монастыре» и «Семен Котко» С. Прокофьева, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Андре Шенье» У. Джордано, «Ярослав Мудрый» Ю. Мейтуса, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Наталка Полтавка» Н. Лысенко. Не обходили вниманием и композиторов национальных республик. Так, на сцене Донецкого театра оперы и балета появились «Шурале» Ф. Яруллина, «Кето и Котэ» В. Думбадзе, «Спартак» А. Хачатуряна, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова.

Именно для Донецкого оперного театра создал партитуру балета «Черное золото» украинский композитор В. Гомоляка. Это балет о тружениках Донбасса, добывающих из недр земли черное золото – уголь. Впервые в хореографическом искусстве была затронута тема шахтерского труда.

Период 60-х годов минувшего столетия подарил миру и много имен, ставших известными далеко за пределами Донбасса: Ю. Сабинин, Е. Горчакова, Т. Подольская, А. Колобов, А. Галенкин, Ю. Гуляев, А. Коробейченко, Н. Момот, В. Землянский, Г. Каликин, Р. Колесник, М. Веденева, А. Бойцов; режиссер А. Здиховский; художники В. Московченко, Б. Купенко, В. Спевякин; дирижер Т. Микитка.

Гастроли

Успешные гастроли всегда были частью творческой жизни «Донбасс Оперы». За время поездки в Москву с 13 сентября по 1 октября 1979 года на сцене Московского государственного академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко было показано 22 спектакля, на которых побывало около 30 тысяч москвичей и гостей города.

С большим успехом состоялись творческие отчеты театра и в Киеве. Ведущие артисты приглашались на гастроли во многие страны мира. За большие заслуги в развитии советского искусства 2 ноября 1977 года театру было присвоено почетное звание академического.

В 1990-е театр начал выезжать на гастроли в Европу. Искусством наших артистов восхищались в Испании и Италии.

С декабря 1999 года театр носит имя А. Б. Соловьяненко.

Школа Писарева

В 1992 году при театре была создана школа хореографического мастерства Вадима Писарева. А с 1993-го проводится международный фестиваль «Звезды мирового балета», основателем и художественным руководителем которого является народный артист Украины Вадим Писарев, лауреат международных конкурсов артистов балета в Москве, Хельсинки, Париже, Джексоне, постоянный участник самых выдающихся празднований, проводимых в разных странах мира, где он выступал с известнейшими артистами современности. Сейчас, являясь художественным руководителем театра, Вадим Писарев сосредоточен на традициях и постановках классического балета.

Сегодня в балетной труппе «Донбасс Оперы» работают уже признанные мастера и талантливая молодежь, завоевавшая признание на международных конкурсах артистов балета. С коллективом артистов работают талантливые и опытные педагоги-репетиторы.

«Донбасс Опера» сегодня

Театр не сломили никакие потрясения. «Донбасс Опера» пережила даже войну в Донбассе, продолжая приглашать зрителей на спектакли даже во время самых жестоких обстрелов. В 2014-м большая часть коллектива покинула Донецк. Оставшиеся артисты, как настоящие герои, продолжали радовать зрителей. Сейчас труппу пополнили молодые кадры, выросшие за 7 лет войны в опытных солистов. Репертуар театра не просто восстановлен, но и пополнен великолепнейшими спектаклями. В свои 90 лет «Донбасс Опера» молода и готова к новым творческим свершениям.

Ольга СТРЕТТА