Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Испытания и надежды Донбасс Оперы. Итоги 2022 года и планы на 2023 год

Наступил Новый 2023 год. А значит, пришло время подвести итоги года ушедшего и строить планы на год наступивший. Творческим достижениям Донбасс Оперы в 2022 году и планам на 2023 год, по уже сложившейся традиции, посвящено эксклюзивное расширенное интервью с генеральным директором Донецкого театра оперы и балета народным артистом Донецкой Народной Республики Евгением Денисенко. Узнаем, чем жил театр оперы и балета в прошлом году и каков настрой на этот год.

– Евгений Иванович, 2022 год несмотря на все сложности был для театра насыщенным и особенным. Чем он запомнился Вам и всему коллективу театра?

– 2022 год является особенным для Донбасс Оперы – юбилейным. Театру исполнилось 90 лет. Планировался целый марафон праздничных мероприятий протяженностью в целый год (премьера оперы «Князь Игорь» А. Бородина, открытие Музея театра и т.д.). Однако в силу сложившихся обстоятельств реализовать их пока не удалось. При этом в театре целый год непрерывно шла подготовка к премьере оперы «Князь Игорь», проводились вокальные и оркестровые репетиции премьерного спектакля, шились костюмы и изготавливались декораций. Велась работа по созданию музея в стенах театра.

Еще раз отмечу, что нам ПОКА не удалось отпраздновать, но я уверен, что придет время и 90-летний юбилей Донецкого театра оперы и балета будет отпразднован с должным размахом.

Театр уже почти год работает в закрытом режиме без показа спектаклей зрителям. Конечно, за это время мы очень истосковались по нашим зрителям. Артистам жизненно необходимы полноценные выступления на сцене перед публикой, крайне необходим энергетический обмен. Частично это было компенсировано за счет гастрольной деятельности театра.

– За гастролями Донбасс Оперы мы имели возможность наблюдать с помощью СМИ и сети Интернет. А что особенного было в гастрольном графике 2022 года?

– Гастроли стали одним из основных направлений работы театра в прошлом году. Они стали нашим спасением, помогли сохранить наш коллектив, поддерживать профессиональную форму артистов и не опускать заданную нами же высокую творческую планку.

В 2022 году Донбасс Опера дважды приняла участие в программе «Большие гастроли», организованной РОСКОНЦЕРТОМ.

Весной труппа театра в составе 107 человек в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Ставрополе, Волгограде представила балеты «Тысяча и одна ночь» и «Малыш и Карлсон». В каждом из пяти городов были показаны оба балетных спектакля, которые просмотрели около 7 200 зрителей.

Осенью состоялись поистине «Большие балетные гастроли» Донбасс Оперы в девяти городах России – Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-Ола, Уфа, Оренбург, Саратов, Астрахань, Ульяновск, Самара. В этот раз мы повезли три балетных спектакля – «Малыш и Карлсон», «Пер Гюнт», «Тысяча и одна ночь». В течение почти месяца 26 балетных спектаклей нашего театра смогли посмотреть более 15 тысяч зрителей.

Гастроли проходили в ноябре и были крайне сложными из-за плотного графика и больших расстояний между городами. При этом тур был организован на высочайшем уровне, продумано все до мелочей – транспорт, гостиницы, питание и даже досуг. Делалось все, чтобы нам было максимально комфортно. Такое внимание очень ценно. И за это огромное спасибо РОСКОНЦЕРТУ и всем принимавшим нас театрам.

В сентябре театр в очередной раз был приглашен на Фестиваль «Видеть музыку». Труппа Донбасс Оперы в составе более 200 человек впервые за свою 90-летнюю историю выступила на Новой сцене Большого театра. Мы показали комическую оперу «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» и балет «Пер Гюнт».

Спектакли на всех наших гастролях были представлены не под фонограмму, а с симфоническим оркестром театра под управлением главного дирижера театра заслуженного артиста Донецкой Народной Республики Юрия Парамоненко. И проходили они в полном сценическом оформлении.

Испытания и надежды Донбасс Оперы. Итоги 2022 года и планы на 2023 год

– В прошлом году коллектив театра посетил и множество городов нашей Республики, дав ряд концертов. Какими они были и чему посвящены?

Выездным концертам в 2022 году мы действительно уделили огромное внимание. Мы и раньше ездили в города республики, но в прошлом году выездных мероприятий было в разы больше. Прежде к нам в театр ехали из разных городов, организованными группами в том числе. Люди готовы были преодолевать расстояния ради встречи с высоким оперным и балетным искусством, для встречи с любимыми артистами. Разве в праве мы лишать зрителей удовлетворения их культурных и духовных потребностей? Конечно, нет! Вот мы и отправились в города Донецкой Народной Республики.

Подготовленная режиссером Людмилой Евтиховой концертная программа «Вечер русского романса» стала очень востребованной и в течение года была показана в госпиталях, больницах, школах Донецка, Амвросиевки, на Белосарайской косе. А с ее вариацией – «Золотой век русского романса» познакомились зрители в Школах искусств и Музыкальных школах Шахтерска, Енакиево, Ждановки, Харцызска, Зугрэса, Новоамвросиевского, Дебальцево, а также в Доме работников культуры в Донецке в рамках культурно-просветительского проекта Министерства культуры Донецкой Народной Республики «Культура для школьников».

Концерт «По главной улице с оркестром» в исполнении солистов-вокалистов театра в сопровождении духового оркестра под управлением дирижера Александра Пахоленко стал праздничным подарком ко Дню Победы жителям Володарского.

– В феврале в театре оперы и балета прошел Международный конкурс исполнителей русского романса «Донецкая Романсиада». Это был первый опыт театра в проведении таких конкурсов. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

– В нашем театре проводилось много разных масштабных конкурсов и фестивалей. Но правильно подмечено, все они были связаны с балетным и оперным искусством, а с жанром романса в таком формате мы соприкоснулись впервые. Это был замечательный опыт. В конкурсе приняли участие более 160 вокалистов из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Франции, Каракалпакстана. Председателем жюри конкурса была заслуженный деятель искусств России, заслуженная артистка России Галина Преображенская.

Обычно на сцене оперного театра выступают профессионалы, здесь же смогли показать себя и любители – все, у кого душа поет. И Вы знаете, поет прекрасно. Артисты Донбасс Оперы также участвовали в конкурсе. Они достойно представили себя лично и весь наш театр и завоевали призовые места в разных категориях.

Верю, что эта творческая инициатива будет иметь продолжение и в мирном Донецке состоится II Международный конкурс исполнителей русского романса «Донецкая Романсиада».

– Театр десятилетиями бережно хранит свою историю и воспоминания о тех, кто положил свою жизнь на алтарь искусства. Известно, что к юбилею театра планировалось показать некоторые исторические сокровища театра. Так ли это?

– Да, Музей театра – это один из главных подарков всем нам к 90-летию театра. Практически весь год велась активная работа оборудованию и наполнению музея, отражающего основные направления деятельности театра с момента его создания в 1932 году по сегодняшний день. Проводились консультации с научными сотрудниками Донецкого краеведческого музея.

Театру есть чем гордиться, на его счету сотни классических постановок, и главное – этому театру служили тысячи преданных своему делу мастеров сцены и закулисья. Интерес к этим людям и их деятельности неиссякаем, поэтому музей в нашем театре должен быть. Он будет открыт и должным образом презентован.

– 2022 год был для Донбасс Оперы действительно очень насыщенным. А что запланировано на 2023 год? Готовятся ли премьеры?

– Театр не стоит на месте. Мы работаем, несмотря ни на что. В планах на 2023 год ряд премьерных спектаклей. В первую очередь мы очень хотим завершить работу над оперой «Князь Игорь» А. Бородина и представить ее зрителям. Мы планировали представить премьеру этой масштабной оперы еще в марте 2022 года к празднованию 90-летнего юбилея нашего театра, но не получилось.

Комическая опера / оперетта «Ключ на мостовой (Муж за дверью)» Ж. Оффенбаха у нас уже полностью готова к показу на Холл-сцене театра. Ждем, когда будет возможность представить ее зрителям.

В стадии разработки у нас еще ряд проектов: балет «Война и мир» В. Овчинникова; опера-буффа «Дон Жуан» В.А. Моцарта; опера «Кащей Бессмертный» и балет «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова; оперетта «Королева чардаша» И. Кальмана.

Из этого ряда хочу выделить балет «Война и мир». Сама работа над постановкой будет интересной и многогранной. Это будет совместный проект с Кремлевским балетом. Подробности будут позже.

Планов у нас очень много, потенциал и силы тоже есть. Главное, чтобы ситуация стабилизировалась и мы могли работать в полную мощь, показывая результаты нашей работы зрителям.

– А какие гастрольные планы театра?

– Мы готовы показывать наши спектакли в разных регионах России. Для этого мы подали заявку о включении театра в общероссийский план гастролей в рамках программы «Большие гастроли». Будет интересно выступить как в новых городах, так и в тех, где мы уже бывали.

Осенью хотелось бы снова принять участие в Фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» в Москве. Столичная публика еще не все наши спектакли видела.

В планах также участие в VIII Национальной оперной премии «Онегин» в Санкт-Петербурге. Это престижный культурный форум, в котором мы не были представлены ранее. У нас есть достойные постановки для показа на таком высоком уровне.

– И в заключение, каким для Вас был 2022 год и каким Вы видите 2023?

– 2022 год был очень контрастным. В нем было все – радость, успех, боль, потери. Он стал испытанием на стойкость, мужество, силы, сострадание и на любовь к искусству. Хочется, чтобы в 2023 году было побольше положительных впечатлений, которые затем станут приятными воспоминаниями. Хочется, чтобы Донбасс Опера реализовала все задуманное и поскорее встретилась со своими зрителями здесь, в Донецке, ведь несмотря ни на что театр полон творческих сил, оптимизма и веры в будущее.

Поздравляю всех с наступившим Новым годом и Рождеством Христовым, а также со всеми предстоящими январскими праздниками. Желаю от имени всего коллектива театра здоровья, добра и Мира!

Наталья Дейнека, руководитель литературно-драматургической части Донбасс Оперы