9 и 10 ноября 2024 года «Донбасс Опера» презентовала одну из запланированных на сезон премьер – оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан».
Спектакль получился нетривиальным, как и все, что ставил ранее на донецкой сцене режиссер, дипломант национального театрального фестиваля «Золотая маска» Александр Лебедев.
Новый взгляд на классику
Поиск новых, ранее никому не заметных граней – вот творческое кредо Лебедева. Он запросто превращает ораторию «Кармина Бурана» в яркий спектакль – театральную мистерию с глубоким философским смыслом. Он рискует осовременить оперу Верди «Фальстаф», в основе либретто которой одна из самых любимых зрителями комедий Шекспира «Виндзорские насмешницы». На определенный риск Александр Лебедев пошел, создавая на сцене «Донбасс Оперы» очередную версию гениального творения Моцарта.
На главного героя оперы Дон Жуана режиссер предлагает посмотреть не как на коварного соблазнителя, разрушающего семьи и ломающего женские судьбы, а как на жизнелюбивого человека, память о котором останется в веках.
«Главное в Дон Жуане – его беспримерное и безграничное жизнелюбие, которое и привлекает к нему всех персонажей сюжета и которое и остается главным двигателем интриги. Это жизнелюбие – загадка для всех, кто его окружает. Они пытаются объяснить ее себе и делают это в рамках своих представлений о мироустройстве. В их глазах Дон Жуан – пустой, аморальный тип, ведущий счет своим победам над красавицами», – сказал Александр Лебедев. Эта концепция и стала основным лейтмотивом всего спектакля.
Всех зрителей порадовало, что идет опера на русском языке и можно с интересом наблюдать за интригами на сцене, даже не заглядывая в программку, чтобы изучить либретто.
Легкая атмосфера на сцене
Оформление спектакля своеобразно. В сценографии художник-постановщик Владимир Медведь и художник по костюмам Наталья Сыздыкова смогли совместить классические и современные мотивы. Нет тяжелых задников с академическим изображением старинных замков и пейзажей, нет тяжелой мебели и парчи с кружевами с эффектом ручной работы. Вместо этого несколько зеркальных полос, отражающих завораживающие пляски амурчиков, имитация кирпичной стены жилища Дон Жуана и продуманные одеяния персонажей, сочетающие классические детали с современными.
Дыхание жизни в каждом звуке
Оркестр под управлением дирижера-постановщика заслуженного артиста ДНР Юрия Парамоненко звучал отлично, верно уловив особую прелесть музыки Моцарта, ее неповторимую красоту с темпоритмом, уносящим нас в век изящества. Еще Иоганн Вольфганг фон Гете писал об опере Моцарта «Дон Жуан».
Это творение ума, где часть и все целое являет собой единство духа, проникнутое дыханием жизни. Причем создающий не экспериментировал, не ремесленничал, действуя по собственному произволу. Нет, его держал в своей власти демонический дух гения. Очень приятно осознавать, что своим мастерством симфонический оркестр «Донбасс Оперы» воздал должное уважение гению Моцарта. Впрочем, не только оркестр, а все задействованные в спектакле солисты.
Трудности перевода
У «Дон Жуана» своеобразная структура – в оригинале арии, дуэты и терцеты перемежаются с речитативными моментами. А в спектакле речитативы превратились в разговорные вставки. Это придало спектаклю некую изюминку. Но еще не стадии репетиций мне стало интересно, почему введена такая корректура исходного музыкального материала. По словам режиссера Александра Лебедева, это связано с трудностями перевода. В русском варианте эти речитативы звучали бы не совсем органично, вот и решили добавить «немного драмы».
По своему жанру «Дон Жуан» – трагикомедия, ведь в сюжете острые драматические моменты, как, например, гибель Командора, сменяются комедийными эпизодами.
Вызов принят
Для солистов такое построение спектакля стало вызовом, на который они ответили достойно.
Великолепно справился с партией Дон Жуана заслуженный артист ДНР Владислав Лысак. Его творческая биография, насыщенная самыми разноплановыми ролями и сложнейшими оперными партиями, доказывает, что обладателю сильного, красивого баритона по плечу любая задача. Прекрасный голос в сочетании с драматическим талантом помогает Владиславу мастерски перевоплощаться и в лирических, и в драматических, и даже в опереточных героев. Дон Жуан сочетает в себе несколько граней. Его девиз, как лейтмотив всей постановки, – любовь всегда побеждает смерть.
Справилась с ролью донны Анны лауреат международных конкурсов Анастасия Мельникова, еще раз, после успеха с Ярославной в «Князе Игоре», доказав, что ей по плечу партии для драматического сопрано. С тенором Виталием Козиным, ставшим в этот вечер доном Оттавио, у них получился прекрасный дуэт.
Яркий, многогранный образ донны Эльвиры создала лауреат международного конкурса Елена Бабич. Ее героиня то бесконечно лирична, то образец драматических переживаний, то гротесковый персонаж, вызывающий смех.
Династия Алексейчук в спектакле задействована почти в полном составе – трое из четырех солистов. Ее основателю Юрию Алексейчуку досталась партия Командора. Его сын, Максим Алексейчук, прекрасно воплотил образ слуги Дон Жуана Лепорелло. А Екатерина Алексейчук предстала в роли очаровательной Церлины, которую пытался соблазнить Дон Жуан. Произвел самое лучшее впечатление Сергей Дубницкий, исполнивший партию жениха Церлины Мазетто.
Браво, дорогие солисты и постановочная группа, подарившие зрителям такой замечательный спектакль!
«В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка», – так об опере написал Петр Чайковский.
Ольга Стретта
Донецк Вечерний