Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

«Князь Игорь»: премьера состоится в любую погоду

Все любители оперы и поклонники театрального искусства давно ждут, когда в репертуаре «Донбасс Оперы» появится «Князь Игорь» А. Бородина.

Более десяти лет назад этот шедевр планировали ставить с расчетом на премьеру на открытой площадке, на сцене, возведенной на реке Северский Донец в районе Свято-Успенской Святогорской лавры. Но тогда что-то пошло не так, и создание спектакля отложили на неопределенный срок по финансовым причинам. Потом работу над «Князем Игорем» переносили, возрождая к жизни другие проекты. И вот наконец-то в нынешнем году премьера была запланирована на 27 марта, в Международный день театра.

Но снова она не состоялась. В дело вмешались такие монстры, как война и политика. Из-за агрессивного настроя Запада наши украинские соседи решили начать наступление на Республики Донбасса и стереть их с лица земли, используя оружие от НАТО. Однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь, и Россия начала военную спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины, а подразделения Народной милиции ДНР приступили к освобождению оккупированных укронацистами территорий Республики. Поэтому из-за участившихся обстрелов все учреждения культуры приостановили работу.

Приостановили, но не прекратили. В литературно-драматургической части сообщили, что репетиции «Князя Игоря» идут полным ходом. Осваивает партитуру оркестр, шлифуют до совершенства свои партии солисты. Как только врага отгонят подальше от Донецка, к нам приедет и режиссер-постановщик Юрий Лаптев, знакомый театралам по таким масштабным и ярким работам на сцене «Донбасс Оперы», как «Бал-маскарад» Верди и «Пиковая дама» Чайковского.

А пока немного окунемся в историю создания оперы «Князь Игорь» и познакомим наших читателей с одним из исполнителей главной партии – лауреатом международных конкурсов Владиславом Лысаком, давшим интервью специально для «Донецка вечернего».

История создания

Либретто к своему творению А. Бородин писал сам, вдохновленный сюжетом настоящего памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», повествующего о неудачном походе князя Игоря против половцев.

А началось все 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой, где В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. Бородин с интересом взялся за работу. К написанию своего шедевра он готовился основательно, поэтому, прежде чем писать оперу, побывал в окрестностях Путивля, изучил исторические и музыкальные источники, связанные с описываемой эпохой.

Первые штрихи давались легко. Но в 1870 году композитор остановил работу над «Князем Игорем», осознав, что не сумеет завершить столь значительную работу, совмещая ее с научной и преподавательской деятельностью. Материал, уже написанный для оперы, частично вошел во Вторую симфонию.

Лишь в 1874 году Бородин снова вернулся к работе над «Князем Игорем» и продолжал работу до самой смерти. В итоге опера писалась 19 лет.

Когда в 1887 году А. П. Бородин скончался, опера осталась неоконченной. По записям автора работу завершили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков. Ходила легенда о том, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано. Но он опроверг ее на страницах «Русской музыкальной газеты». Но именно Глазунов почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвертое действия и половецкий марш.

В продолжение традиций оперы Глинки «Жизнь за царя» событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора и в то же время необычайные по красоте арии героев.

Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), именно Римский-Корсаков настоял на том, что «Князь Игорь» – это полностью опера Александра Порфирьевича Бородина. Насколько это справедливо, можно судить, сравнив редакцию Римского-Корсакова и Глазунова с недавно изданной авторской редакцией оперы.

Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

Князь Игорь из Донецка

Несмотря на военные действия, коллектив «Донбасс Оперы» остался верен родному театру, и большинство солистов остались в Донецке. Поэтому для такой масштабной оперы, как «Князь Игорь», удалось набрать практически три состава.

Учит партию главного героя и любимец публики Владислав Лысак, обладатель шикарного бархатного баритона, имеющий, несмотря на молодость, солидный творческий багаж и уже снискавший популярность у зрителей, с блеском исполнив ведущие роли в таких постановках, как «Любовный напиток», «Севильский цирюльник», «Пиковая дама», «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа», «Царская невеста». Корреспонденту «Донецка вечернего» удалось пообщаться с Владиславом в перерыве между репетициями.

– Приходилось ли вам ранее исполнять арию князя Игоря, допустим на концертах?

– Нет, ранее я никогда ее не исполнял. Слушал в записи моего педагога Петра Епифановича Ончула. Знаю, что он был одним из лучших исполнителей этой роли в нашем театре и за его пределами. Очень часто многие наши «старожилы» театра рассказывают мне об этом.

– С каким чувством приступили к разучиванию партии?

– С чувством ответственности, как и ко всем моим предыдущим ролям. Я никогда не делал различия между заглавными или второстепенными ролями. Всегда понимал, что для зрителей важны все детали спектакля.

– Насколько сложен для вас этот композитор?

– Пока трудно сказать, однако русская музыка требует большего объема звучания, немного другой подачи и манеры звуковедения, нежели музыка итальянских или французских композиторов.

– Знаменитую арию князя Игоря исполняли многие мировые знаменитости. Трудно ли не подражать никому из них и представить свое видение этого классического хита?

– Во время разучивания той или иной новой партии я вообще стараюсь никого не слушать, ведь любой певец, даже самый знаменитый, может допускать те или иные ошибки и вольности в исполнении. Я считаю, что сначала нужно досконально выучить нотный материал по клавиру, чтобы потом позволить себе слушать ту или иную интерпретацию. Так меня учил мой педагог, и я стараюсь придерживаться его советов и следовать им.

– Какие еще фрагменты партии вы считаете наиболее яркими?

– Вся партия построена на постепенном развитии образа главного героя, и для меня все фрагменты по-своему яркие.

– Есть ли сложные отрывки в этой партии?

– Наиболее сложные, с моей точки зрения, это, конечно же, знаменитая и всеми любимая ария князя Игоря. Также я думаю, что кульминационно сложными являются дуэты с Ярославной. Один момент, когда он прощается с ней, уходя на войну, и во второй, когда возвращается из плена. Особенно ярким звучит его призыв о том, что он во что бы то ни стало выдвинется со своим войском вновь, для того чтобы сломить и победить врага!

– Репетиции на сцене еще не начались. Но продумали ли вы сам образ вашего героя? Каким будет ваш князь Игорь?

– Еще не было встречи с режиссером-постановщиком нашего премьерного спектакля Юрием Константиновичем Лаптевым, однако было множество спевок и оркестровых репетиций с дирижером-постановщиком Юрием Юрьевичем Парамоненко. Конечно же, во время них и за пределами театра я для себя уже продумываю образ моего героя. Но пусть пока для всех это будет небольшой загадкой и приятным сюрпризом.

Автор: Ольга СТРЕТТА
Источник: Донецк Вечерний