Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Комическая опера от Сальери

26 ноября в театральной гостиной «Донбасс Оперы» состоится премьера комической одноактной оперы Антонио Сальери «Сначала музыка, а потом слова».

Обращение коллектива театра к творчеству композитора, прослывшего «отравителем» своего друга Вольфганга Амадея Моцарта, не случайно. Ведь из-за этой легенды творчество Сальери было надолго предано забвению. Но его музыка достойна внимания и доставит истинное наслаждение как требовательным меломанам, так и новичкам, решившим начать свое знакомство с королевой музыкальных искусств.

История создания

Появление оперы «Сначала музыка, а потом слова» связано с любовью к музыкальному искусству императора Иосифа II. Он любил не только наслаждаться творениями своих великих современников, но и устраивать между ними творческие дуэли. Антонио Сальери и Вольфганг Амадей Моцарт были у императора любимчиками. И вот однажды, ожидая приезда генерал-губернатора Нидерландов, Иосиф II решил устроить в честь этого праздник. Но какой праздник без оперы! А еще лучше двух опер. Конечно, комических и одноактных, как того требует формат увеселительного мероприятия. И Моцарту, и Сальери было дано задание написать произведение на тему «Театральное закулисье». Уже тогда, в XVIII столетии, серьезная опера переживала кризис, и театральные интриги, сопряженные с борьбой за роли, цвели буйным цветом. Вот и решил император высмеять это явление с помощью двух гениев, сотворивших комические оперы.

Оба произведения были представлены гостям праздника, состоявшегося в Шенбрунне, 7 февраля 1786 года. Опера Сальери, по мнению публики, одержала победу. Возможно, это произошло за счет того, что партии в спектакле исполняли такие певцы, как Анна Сторачче, Челеста Кольтеллини и Франческо Бенуччи. Но, по мнению музыковедов, это первенство стало просто победой итальянской оперы-буффа (комической оперы) над немецким зингшпилем (спектакль с музыкальными номерами или опера с разговорными диалогами вместо речитативов).

Сюжет

В опере «Сначала музыка, а потом слова» всего 4 исполнителя. Два баритона – капельмейстер и поэт, сопрано – примадонна Элеонора и меццо-сопрано – молодая актриса Тонина. Как известно, довольно часто ставить спектакли приходится в условиях крайней спешки. Так иногда происходит сегодня, так бывало и триста лет назад. Подобная ситуация описывается и в опере Сальери. Граф Опицио собирает бал и требует от придворного капельмейстера представить его гостям новую оперу. На все про все у бедолаги лишь четыре дня. За такой срок новую музыку не сочинит даже гений. Но ведь могут выручить архивы! Например, прекрасная музыка, на которую еще нет слов! И вот приходится капельмейстеру препираться и с придворным поэтом, сторонником серьезного жанра в опере, и с двумя певицами, готовыми разорвать друг друга в борьбе за участие в спектакле.

Сценическая судьба

После успеха на старте опера Сальери «Сначала музыка, а потом слова» была забыта на долгие годы. Эпоха романтизма диктовала свои приоритеты. Мешала и легенда о том, что Сальери отравил Моцарта. Но вот пришел XX век, и интерес к операм XVIII столетия возродился. «Сначала музыка, а потом слова» стала одной из первых опер Сальери, триумфально вернувшихся на сцену оперных театров во все мире.

В ноябре 1967 года она была поставлена в Нью-Йорке. В 1973 году показана на международном фестивале в Дубровнике. Затем последовал ряд постановок: в Трире, в Линце, на Фестивале двух миров в Сполето, в Большом театре в Варшаве. 200-летие с момента написания оперы было отмечено в 1986 году постановками в Лиссабоне, Риме и Токио. В 1992 году, спустя 200 с лишним лет после написания, премьера оперы Сальери состоялась в России – в Камерном музыкальном театре, в постановке Б. Покровского. И вот пришла очередь донецкой сцены.

Ольга СТРЕТТА