Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

«Медвежьи» страсти в театральной гостиной

Скоро одноактная опера-шутка «Медведь» отметит свой третий день рождения с момента появления на донецкой сцене, а вернее на Малой сцене Театральной гостиной «Донбасс Оперы». Премьера состоялась 22 марта 2019 года.

Спектакль сразу произвел фурор среди поклонников оперы. Ведь в этом произведении необычно все: и музыка, и драматургическая основа, и сам формат.

В основу либретто положена пьеса-шутка А. П. Чехова «Медведь», над которой любимый многими классик работал в 1888 году. Завершив труд, Антон Павлович прочел это произведение вслух своим друзьям. Вот как вспоминал об этом русский писатель, мемуарист А. С. Лазарев-Грузинский:

«Чехов однажды прочел нам очень живую и веселую пьеску. Это был только что законченный им «Медведь»…

Чехов редко читал свои произведения вслух кому-либо, и то, что он так поступил с только что написанным «Медведем», свидетельствует о том, какое большое значение он предавал этому своему творению».

Первым, кто поставил «Медведя», стал театр Корша, на сцене которого состоялась премьера комедии. Произошло это 28 октября 1888 года. Затем пьеса снискала такую популярность, что ее триумфальное шествие началось по всем театральным сценам России. Кто-то спросит: «Почему такой успех?» Ответ прост: «Медведь» – это истинно чеховская пьеса, точно следующая драматургии водевиля. Поражают своей живостью характеры трех действующих лиц: помещицы Алены Ивановны Поповой, недавно потерявшей мужа, ее слуги Луки и соседа, отставного поручика артиллерии Григория Степановича Смирнова. Увлекательные диалоги, легкий юмор, неожиданная сюжетная развязка очень привлекательны для зрителей. Пьеса позволяет отдохнуть в непринужденной обстановке и от души посмеяться.

Неудивительно, что такая драматургическая основа привлекла внимание композитора Виталия Семеновича Ходоша. Он был большим почитателем творчества Чехова, впрочем, как любой интеллигентный человек. Поэтому, создавая свои оперы, часто обращался к рассказам и пьесам Антона Павловича. Кроме трех одноактных опер («Беззащитное существо», «Ведьма», «Медведь»), в творческой копилке Виталия Ходоша есть и кантата «По прочтении «Архиерея» А. П. Чехова». В 2009 году за создание этих произведений композитор был удостоен Чеховской премии, учрежденной губернатором Ростовской области.

Произведения В. С. Ходоша популярны не только в России, но и за рубежом. Например, в 2008 году опера «Медведь» была показана Ростовским музыкальным театром на V Конкурсе Citta di Pesaro (Италия), где удостоилась специального диплома. Вот мнение критиков о музыке Виталия Ходоша:

«Музыка композитора Ходоша трагичная и томная, лукавая и ироничная, медленная и неожиданно стремительная и страстная, резкая и мелодичная, уверенно ведет героев к счастливому концу. Композитор включает в оперу фрагменты из известной классической музыки, но все вкрапления сделаны талантливо, и поэтому они органично вписываются в партитуру, придают ей широту, необходимую ироничность, а порой и эксцентричность, и жизненную достоверность».

Медведь

Конечно, не прошли мимо такого благодатного материала и сотрудники «Донбасс Оперы». Три года назад, в 2019-м, объявленным Годом русского языка, талантливые режиссер-постановщик и художник-постановщик Наталья Ширяева и дирижер Сергей Дубницкий создали яркий и динамичный спектакль «Медведь», который очень понравился и дончанам, и гостям столицы, не пропустившим показ этого маленького шедевра.

Впоследствии на сцене Театральной гостиной «Донбасс Оперы» появились еще две оперы В. С. Ходоша из чеховской трилогии: «Беззащитное существо» и «Ведьма». Эта постановка тоже стала популярной у посетителей Театральной гостиной, но «Медведь» все равно остался фаворитом. До сегодняшнего дня билеты на этот спектакль разлетаются в один миг. Зрители спешат насладиться великолепной музыкой озорной оперы-шутки, погрузиться в особый мир русской усадьбы конца XIX века, увидеть нестареющих чеховских героев, посмеется над вечными шутками и даже найти частичку себя в главных героях.

Ольга СТРЕТТА