Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

«Нас убивают, а мы творим». Писарев о премьере балета «Война и мир» в Севастополе

В Севастополе состоялась мировая премьера балета «Война и мир» (постановка Донецкого академического театра оперы и балета с привлечением артистов театра «Кремлёвский балет»). Хореографом-постановщиком выступил художественный руководитель театра «Кремлёвский балет» народный артист РСФСР Андрей Петров, который умер 23 апреля 2023 года в возрасте 77 лет — через несколько дней после завершения работы над балетом.

В интервью ForPost художественный руководитель Донбасс Оперы Вадим Писарев рассказал о том, как создавался балет по роману Льва Толстого и что в нём общего с донецким характером.

— Вадим Яковлевич, если бы не Андрей Петров, решились бы поставить балет «Война и мир»?

— Нет, не решился бы. Я ещё, наверное, слишком молод, мало жизненного опыта, чтобы ставить такое произведение. Наверное, мне надо было бы ещё раз себя к этому подготовить: ещё раз прочесть роман, пересмотреть пять экранизаций и что-то новое для себя найти.

Андрей Борисович к этому шёл всю жизнь. Мы с ним очень много беседовали по поводу каждой главы. Он объяснял, почему так поставил ту или иную сцену. Ведь в хореографии человеческое тело говорит больше, чем Толстой. Через хореографию говорит сама любовь.

— Как 40 лет назад у вас с Петровым зародилась идея поставить этот балет?

— В то время я был стажёром в Большом театре, и на меня никто не обращал внимания, пока я не получил пять золотых медалей на международных конкурсах, но я всё впитывал, как губка. И после завоевания медали на одном из московских конкурсов Андрей Борисович подошёл ко мне и сразу предложил партию Наполеона. Вот с этого всё началось в 1983 году. Но я тогда много ездил по миру, был востребован, мне было всего 18 лет — какой из меня в таком возрасте Наполеон. Поэтому слишком серьёзно я это не воспринял, но запомнил.

Я считаю Андрея Петрова учеником Григоровича. Потому что именно ему Григорович дал поставить на музыку Шнитке эскизы по Гоголю. И я подумал, что в таком случае Андрей Петров достоин уважения, раз был такой жест со стороны Юрия Николаевича.

— Если Петров учился у Григоровича, значит ли это, что в балете «Война и мир» много сложных прыжков и поддержек, как любил Юрий Николаевич?

— Да, но главное, что Григорович первым начал обращаться к крупным литературным произведениям и воплощать их в балете. Вот и теперь получился сюжетный балет на музыку Овчинникова «Война и мир».

— Для балета музыка имеет первостепенное значение. Но Овчинников писал музыку для кинофильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Для балета музыка не была написана. Как вы работали с этой музыкой, чтобы поставить балет?

— Мы ничего не придумывали, а использовали музыку Овчинникова из кинофильма. Дело в том, что эта музыка оказалась очень танцевальной, поэтому, наверное, Андрей Борисович Петров и решил ставить балет, когда увидел в музыке рисунок танца.

— Какую часть романа «Война и мир» Толстого вы отразили в балете?

— Мы поставили полностью всё произведение от начала и до конца. За 2 часа 30 минут можно через язык балета полностью познакомиться с «Войной и миром». Например, сон Наполеона, когда он мечтает, что ему принесут ключи от Москвы. Мне очень нравится сцена Бородино, где по сцене движется колесо войны. Её придумал Григорий Белов (художник по костюмам, сценограф), который всю жизнь с Петровым работал. В спектакле много современных световых эффектов, сани, телеги, пушки, и всё это работает.

— Хореография в спектакле всё-таки ваша или Петрова?

— Андрея Борисовича Петрова. Он как будто предчувствовал свою близкую смерть и поэтому торопился поставить все сцены. Он начал ставить этот балет 23 февраля 2023 года, а умер 23 апреля, а премьера состоялась 23 августа (в Симферополе. — ForPost). И год 2023-й. Почему-то цифра 23 преследует этот спектакль. Как хореограф Андрей Петров закончил это полотно «от а до я». Все движения он поставил. Все сцены я записывал на видео, на всех репетициях присутствовал. Я и в те дни с Андреем Борисовичем очень много общался. Наверное, можно сказать, что я проводил его в тот мир. Мы вышли с репетиции, и он сказал мне: «Вадик, мне плохо, проводи меня». И я провёл его до гостиницы, а по пути мы всё время говорили о постановке «Войны и мира». Андрей Петров всё время говорил, что у него в спектакле побеждают не флаги, не слава оружию, не слава победе — а любовь.

— Как вы в балете решали задачу Толстого, выраженную в эпохальности произведения?

— Когда на сцене есть партии Александра I, Наполеона, когда зритель узнаёт об их судьбах через язык хореографии, тогда и возникает ощущение эпохального события и большого произведения.

— Кому вы отдали первые партии?

— Скажу по секрету, мы в работе всегда привыкли рассчитывать только на свои силы. Поэтому директору нашего театра («Донбасс Опера». — ForPost) Евгению Денисенко я сказал, что нам нужен наш, донецкий вариант этого балета. Да, нам будет немножко не хватать артистов, ещё чего-то будет не хватать, но мы должны это сделать. Потому что нам могут не дать московских артистов по разным причинам. Поэтому первоначально мы поставили весь балет полностью труппой донецкого театра оперы и балета. Затем была договорённость, что «Кремлёвский балет» даст нам 32 артиста для этого спектакля, но, так вышло, нам дали только трёх солистов, и то — они приехали к нам на спектакль за свой счёт. Это прекрасная танцовщица Екатерина Первушина (балерина театра «Кремлёвский балет», заслуженная артистка России), Даниил Росланов (артист театра «Кремлёвский балет») и Михаил Евгенов (премьер театра «Кремлёвский балет»).

— Как сегодня живёт Донецкий театр оперы и балета?

— Под обстрелами. Слава богу, работаем, все приходят на репетиции, невзирая на то, что нас обстреливают кассетными боеприпасами. Четыре снаряда попали в крышу театра, два из них не разорвались, 160 окон у нас разбито, но, слава богу, как раз в дни премьеры «Войны и мира» в нашем театре в Донецке дали воду, и вода теперь идёт и днём, и ночью. Мы работает не из-за денег, а чтобы показать, что мы живы.

— Почему вы говорили, что балет «Война и мир» — это «балет про донецких»?

— Потому что идут обстрелы, а в Донецке люди женятся, ходят на свидания, влюбляются, а мы — создаём премьеры. Нас убивают — а мы творим. Нас убивают — а мы любим и продолжаем жизнь. И как говорят у нас в Донецке: быть добру!

Сергей Абрамов
Фото и видео Дмитрия Ларина
ForPost – Севастопольский новостной портал