Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

«Пер Гюнт» отметил чертвертьвековой юбилей

18 апреля один из самых любимых дончанами балетных спектаклей «Донбасс Оперы» – «Пер Гюнт» – отмечает свой юбилей. Вот уже четверть века эта постановка собирает все новые и новые поколения зрителей, покоряя захватывающим и одновременно глубоко философским сюжетом, потрясающей музыкой Э. Грига и завораживающими линиями неоклассической хореографии.

К сожалению, из-за специальной военной операции в целях безопасности для зрителей театр сейчас не работает в очном формате, и зрители не смогут увидеть этот балет. Но это не повод для грусти. Ведь возможности у Интернета широки, и поклонники искусства Терпсихоры смогут найти записи любимого спектакля на видеохостингах, а на страницах газеты хочется немного окунуться в историю создания столь интересной постановки на донецкой сцене.

Идея постановки «Пер Гюнта» принадлежит нашему именитому земляку – народному артисту Украины Вадиму Писареву. Тогда, в 1997 году, он реализовал свой замысел в рамках международного театрального проекта «Украина – Норвегия», объединив сюжет драмы Г. Ибсена, завораживающую музыку Э. Грига и неоклассическую хореографию, дающую больше свободы для пластики, нежели академическая классика. Так на свет родилось двухактное балетное полотно, покорившее зрителей далеко за переделами Донбасса. Тогда, в первой постановке, главные партии исполнили народные артисты Украины Вадим Писарев (Пер Гюнт) и Инна Дорофеева (Сольвейг).

Премьерные показы балета на мировых сценах посещали не только заядлые театралы, но и строгие театральные критики, должностные лица, представители бизнеса и светского бомонда. Когда «Пер Гюнт» показывали в Национальной опере в Киеве, на спектакль пришла и тогдашняя первая леди Украины Людмила Кучма. Считается, что это вызвало еще больший интерес к балету среди сильных мира сего.

«Пер Гюнт» отметил чертвертьвековой юбилей, изображение №2

Но этот лишь версия причины впечатляющей популярности донецкого «Пер Гюнта». В реальности постановка покорила своим высочайшим творческим уровнем и определенным новаторством в сочетании с лучшими классическими традициями танца. Поставлен спектакль в традиционной форме. Но в течение действия различные по стилистике хореографические картинки перемежаются, как в калейдоскопе. На сцене бурлит жизнь, полная событий и страстей. Где-то этот поток лиричен, полон самых светлых чувств, где-то напоминает настоящий триллер, где-то переходит в стиль хоррора с мифическими существами.

Но важнее впечатляющей картинки глубокое внутренне содержание спектакля. «Пер Гюнт» – это повесть о человеческих судьбах, о нравственной и духовной эволюции главного героя, через которую высвечиваются философские проблемы современной эпохи, ее мнимые и подлинные ценности, ее тенденции к полной утрате духовности и обесцениванию человеческой жизни. Спектакль полон трагизма. Но красной линией проходит идея того, что надежда на возрождение лучших ценностей нашего общества есть. Просто нам нужно побольше думать о высоком, о духовном, а не превращаться в общество потребителей, чьи стремления и жизненные цели сводятся к удовлетворению самых низменных инстинктов.

Вся эта глубина пришла к постановщику спектакля из музыки. И об этом Вадим Писарев не раз говорил в своих интервью:

«В спектакле незримо главенствует Эдвард Григ. Мы старались относиться как можно бережнее к творчеству всемирно известного композитора и прежде всего прислушивались к музыке. Познакомившись со множеством современных обработок этого произведения, решили остановиться на оригинальной симфонической версии сюиты. Труднее всего, как ни странно, было найти ноты. Их нам удалось разыскать только в Норвегии. На премьере музыку прекрасно исполнял Норвежский симфонический оркестр, в котором прозвучали также и национальные инструменты, такие, например, как восьмиструнная скрипка, очень популярная в Норвегии, на ней там издавна исполняют традиционный народный танец халлинг.

«Пер Гюнт» отметил чертвертьвековой юбилей, изображение №3

В Норвегии «Пер Гюнта» увидели в мае 1997 года. И там этот спектакль вызвал не меньший ажиотаж, чем в Донецке, Киеве или Одессе.

После проката балета по всей Европе он стал еще более популярен и у донецкого зрителя. Балеты не «Пер Гюнта» разлетались как горячие пирожки. Посетить показ именно этого спектакля стало чуть ли не правилом хорошего тона. Часто после просмотра постановки не слишком любившие балет зрители превращались в настоящих балетоманов и буквально влюблялись в классический танец, начиная пересматривать весь репертуар нашего театра.

«Пер Гюнт» жил. Поколения танцовщиков сменяли друг друга. Молодые исполнители разучивали партии, внося новые штрихи в трактовки полюбившихся образов. Зрители снова и снова покупали билеты, сгорая от любопытства, как будут выглядеть главные герои в исполнении молодых танцовщиков.

«Пер Гюнт» пережил даже 2014 год. Этот балет появился на сцене. Главные партии исполнили сохранившие верность родному городу и родному театру народная артистка ДНР, заслуженная артистка Украины Ирина Комаренко и заслуженный артист Украины Максим Вальчик. Многие другие партии танцевали совсем юные исполнители, и, по сути, спектакль был восстановлен. Зрители приняли его с восторгом и большой надеждой на перемены, на то, что ужасы войны закончатся и на нашей земле будет мир. Не убил тогда эту надежду и грохот артиллерийской канонады, под звуки которой шел спектакль.

Не ушел «Пер Гюнт» из репертуара и сегодня. В числе исполнителей – новое поколение танцовщиков. И мы с нетерпением ждем мира на нашей многострадальной земле. Ждем, когда снова сможем без страха ходить по улицам, любоваться красотой нашего города и посещать спектакли «Донбасс Оперы».

Автор: Ольга СТРЕТТА
Источник: Донецк Вечерний