Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

В газете "Донецкое время" вышел репортаж журналиста Светланы Киселёвой о премьерном показе оперы Александра Бородина "Князь Игорь"

Говорить о постановке оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в «Донбасс Опере», можно только такими словами, как «мощь», «масштаб», «энергетика», «грандиозно». Они не выглядят напыщенными применительно к данному спектаклю, а объективно отражают реальность. Это подтверждает и реакция донецкой публики, в третий раз устраивающей «Князю Игорю» овацию стоя.

Опера «Князь Игорь» актуальна, наверное, во все времена. И очень созвучна народу Донбасса, ведь по ее сюжету Русь борется с недругом за свою свободу. Однако путь нынешней постановки к местному зрителю был тернист.

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

Дончане хранили билеты больше двух лет

Обращение Донецкого театра оперы и балета к «Князю Игорю» не случайно. С этого спектакля началась история «Донбасс Оперы». В 1932 году она открылась постановкой «Князь Игорь». С нее же возобновила работу после возвращения артистов из эвакуации в сентябре 1944 года. А уже в наши дни художественный руководитель театра, Народный артист Украины Вадим Писарев мечтал поставить «Князя Игоря» под открытым небом в Святогорске на берегу Северского Донца. Но не сложилось. Грянул 2014 год.

Нынешняя премьерная постановка «Князя Игоря» была задумана к 90-летнему юбилею «Донбасс Оперы» и назначена на 26-27 марта 2022 года. К началу февраля билеты разошлись. И снова показ пришлось отложить на неопределенное время: с началом СВО ситуация в Республике сложилась крайне сложная. Поэтому премьера оперы состоялась только в начале июня 2023 года, и не в Донецке, а в Крыму, в Севастополе и Симферополе.

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

В Крым «Князя Игоря» возили в полном сценическом оформлении, со всеми декорациями, костюмами и полным составом хора и балета. Все репетиции при этом шли в Донецке, куда приезжал режиссер-постановщик спектакля, Народный артист России Юрий Лаптев. До этого он поставил в «Донбасс Опере» «Пиковую даму», «Бал-маскарад». Его работы всегда отличала фундаментальность подхода и историчность. Этот раз не стал исключением.

Артисты репетировали, несмотря на обстрелы. Слова «петь, как в последний раз», стали для них реальностью, а не просто крылатым выражением. Вероятно, еще и поэтому спектакль был просто обречен на успех.

– События поэмы «Слово о полку Игореве», взятой за основу либретто оперы, происходили на нашей земле, и эта тема нам близка. А Большой России постановка позволяет еще раз обратить внимание на наш регион, познакомиться с его историей, культурой, – рассказала корреспонденту «Донецкого времени» заведующая литературной частью театра Наталья Дейнека.

После успешной премьеры в Крыму опера была представлена на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Видеть музыку», который донецкой труппе посчастливилось открывать в сентябре того же 2023 года.

– Мы получили много комплиментов. Не сочтите за нескромность, организаторы фестиваля признались в кулуарах: «Донецк очень мощно открыл фестиваль, как дальше держать планку, мы не знаем». При этом нас оценивали как профессионалов без скидок на то, что мы прифронтовой театр, на нехватку кадров и прочие сложности. И мы всячески старались соответствовать, – добавила Наталья Дейнека.

Той же осенью «Донбасс Опера» приняла участие с «Князем Игорем» в VIII Национальной оперной премии «Онегин», где по итогам зрительского голосования была удостоена премии и статуэтки в номинации «Фаворит». В подобном культурном форуме театр участвовал впервые и сразу получил признание российского зрителя.

Донецкие зрители все это время довольствовались отзывами тех, кому посчастливилось посмотреть спектакль на других площадках. Увидеть премьеру воочию местной публике удалось лишь в этом году, когда начали снимать ограничения на проведение культурных мероприятий.

Спектакль в Донецке очень ждали. Больше двух лет дончане бережно хранили билеты и в кассу не сдавали, так как театр обещал, что они останутся действительными. Мало кому из тех, кто был наслышан об успехе спектакля, удалось приобрести билет в последний момент.

Знакомые с детства мелодии и необычная композиция

Даже те, кто далек от классической музыки, неожиданно для себя обнаружат знакомые мотивы. Центральную арию князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу», а тем более хор «Улетай на крыльях ветра», открывающий «Половецкие пляски», наверняка слышал каждый. А вот знатоки оперного искусства удивятся, не обнаружив балетный эпизод с этими самыми плясками в привычном для себя месте, – в начале второго акта.

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

Раскрывать, как выстроена композиция, не будем — сохраним интригу. Скажем только для тех, кто не знает, Бородин свое творение закончить не успел. После ухода композитора из жизни по его черновикам оперу завершали Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Режиссер-постановщик Юрий Лаптев постарался максимально приблизиться к первоначальному авторскому замыслу. Поэтому в Донецке опера поставлена в нетрадиционной манере, в ней сделаны некоторые купюры и смещены акценты.

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

Прочтение образа центрального персонажа, самого князя Игоря, также не вполне каноничное, но оправданное. Эта фигура неоднозначна и с точки зрения истории, и в контексте оперы. Исполнитель партии Сергей Дубницкий постарался уйти от излишне прямолинейной трактовки своего персонажа и показать прежде всего человека с его переживаниями, сомнениями. Но способного на решительный поступок. В результате его князь Игорь получился не былинным, героическим, а более живым и человечным.

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

– Содержание свое, родное, и с этим всегда очень приятно работать. Это наша история, знакомая и близкая с детства. С режиссером нам повезло, работа была кропотливая, аккуратная и вдумчивая. Образ был проработан детально, мы искали мотивы поступков героя. А о музыке Бородина сказать можно просто: гений, есть гений. Композитор русский, глубинный, и музыка мощная, энергичная, красочная, –  считает Сергей Дубницкий.

Исполнительница главной женской партии, заслуженная артистка Украины Наталья Нарожная к своей Ярославне шла долгие годы, тщательно к ней готовилась. Она тоже постаралась, чтобы привычный образ заиграл новыми красками.

Прошедший спектакль стал для Натальи премьерным, входить в него ей помогали все партнеры. Ее Ярославна и слаба и сильна одновременно, что очень актуально в наши дни. Певица показывает, что когда вокруг война, все рушится, долг женщины — нести добро, быть опорой и встать рядом со своим мужчиной.

Однако Ярославна не просто женщина, она – княгиня и должна собственным примером показать своему народу, что она крепка духом. Но при этом ей нужна помощь и доверие как от бояр, так и от ее народа. А слабину давать нельзя, иначе все развалится.

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

– Образ моей героини многогранен. Обычно женщина доверяет слезы подушке. В знаменитой же арии «плач Ярославны» княгиня поет, изливает душу через ноты фольклора, потому что она связана со своим народом. Кроме того, фигура Ярославны показывает, если женщина остается дома, растит детей, а мужчина на передовой, он может быть спокоен за то, что продолжение его рода в надежных руках. А когда мужчина на передовой спокоен, уверен в своей женщине, то все будет хорошо. Когда мужчина и женщина делают одно дело, победа близка.

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

На сцене звучит русская музыка, русское слово. Для исполнителей русская музыка, письмо наших композиторов очень сложны. Итальянская музыка намного легче, язык мелодичнее. Нам, исполнителям – я говорю обо всех партиях – приходится подключать много жизненных ресурсов. Донести до слушателя русское слово, четко артикулируя каждый звук, чтобы люди слушали и наслаждались, требует от артиста огромной отдачи. Это серьезно и ответственно, – отметила Наталья Нарожная.

По-своему сложные задачи стояли и перед исполнителями двух других мужских партий: Виталием Козиным и Артемом Ярошевичем.

– Мой герой – молодой парень, волею судьбы закинутый в половецкие степи. И там он находит свою любовь – дочь хана Кончака. Партия вокально непростая. Моя цель была показать молодую душу, жаждущую любви. Передать состояние неги, удовольствия в теплой южной ночи, — поделился Виталий Козин, исполнивший партию Владимира в спектакле. 

Артем Ярошевич тоже получил новый опыт.

– Для меня это колоссальный опыт создать образ отрицательного героя, злодея. Брат Ярославны Владимир Галицкий предает шурина, доверившего ему заботу о жене во время похода на половцев. Вместо этого Владимир занимается развратом, стремится завоевать власть и уже считает себя хозяином и преемником. Эта партия требует большого голосового мастерства. Бородин – это русская музыка, которая требует правильной вокальной манеры, присущей именно этому произведению, — признался он.

Прошедший спектакль ознаменовался и очень ярким дебютом Юлии Ивановой, которая недавно стала солисткой «Донбасс Оперы».

– На репетициях я очень волновалась. А во время спектакля вдруг почувствовала невероятную свободу. Не зря ведь и имя моей героини – Свобода Кончаковна, – отметила актриса.

Половецкие пляски, плач Ярославны и любовь к Родине: «Князю Игорю» в Донецке аплодируют стоя

В заключение хотим обрадовать всех поклонников оперного искусства Республики. В новом году «Донбасс Опера» увеличивает наполняемость зала на 50%, и в целом в продаже будет не 400 билетов, как сейчас, а 600. Поэтому на каждом спектакле еще 200 человек дополнительно смогут насладиться прекрасной музыкой Александра Бородина в невероятно красивой постановке «Князя Игоря» на донецкой сцене.

Светлана Киселёва
Донецкое время