Театры и творческие коллективы новых российских регионов не переставали радовать своих зрителей даже в самые трудные времена, сегодня же они переживают возрождение и делятся своим видением русской классики, событий последних лет, современной драматургии, сохраняя традиции и развивая новые направления. Какие вызовы стоят перед театральными коллективами в новых регионах и как они отвечают на них, продолжая свою культурную миссию, а также чем живут театры и творческие коллективы, — в материале «Известий».
Единственный театр оперы и балета во всех четырех регионах, воссоединенных с Российской Федерацией, Донецкий государственный академический театр оперы и балета был основан в 1932 году — тогда же и состоялась его первая премьера, опера «Князь Игорь» Александра Бородина. Собственное новое здание труппа театра получила в 1941 году, отметив это премьерой оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки. На протяжении многих лет здесь ставились величайшие оперные и балетные постановки — «Лебединое озеро», «Пиковая дама», «Война и мир» и многие другие, рассказала руководитель литературно-драматургической части театра Наталья Дейнека.
Частью общероссийского театрального процесса театр стал еще в 2014 году — тогда культурные деятели России проявили солидарность и протянули руку помощи. Большой театр высылал балетную обувь, которую невозможно было достать из-за экономической блокады, а театр Калининграда прислал через военных коробку с расходниками. Знаменитые русские композиторы Владимир Баскин, Сергей Баневич и Алексей Рыбников подарили донецким детям свои лучшие музыкальные сказки, и, по словам Натальи Дейнеки, это было бесценно.


Петербургский солист Владимир Вьюров не раз приезжал петь в спектаклях на безвозмездной основе, чтобы сохранить спектакли, а еще он обучил двух дирижеров в консерватории Санкт-Петербурга, когда в 2014 году уехали все пять дирижеров театра, а за пульт встали артисты оркестра и солист-вокалист. Режиссер-постановщик и народный артист России Юрий Лаптев согласился поставить в 2015 году оперу «Бал-маскарад» Джузеппе Верди.
— Эта постановка стала первой с начала боевых действий в Донбассе. Она же стала точкой отсчета новейшей истории нашего театра, истории полной премьер, надежд и упорного труда. В нынешнем времени театр больше, чем когда бы то ни было, ориентирован на русскую классику. Это — запрос времени и потребность русского народа — постигать то, что нам передали наши великие предки, — рассказала Наталья Дейнека.


— Среди зрителей сейчас есть и старожилы, и совсем молодые люди. Есть и семьи военнослужащих. Самих военных не так много, поскольку они находятся на боевых заданиях, но я искренне верю, что вскоре они сменят свою военную форму на нарядные костюмы и придут в театр, право на существование и процветание которого они отстояли такой высокой ценой, — подчеркнула Дейнека.
«Своего» зрителя «Донбасс Опера» стремится воспитать с малых лет, начиная со спектаклей для детей и постепенно переходя на взрослый репертуар, где дети видят тех артистов, с которыми они росли на сказках. Оперный и балетный жанры очень сложные, а такой подход помогает формировать зрителей, которые ходят на спектакли сразу тремя поколениями.
Труппа продолжала работу, совершая поистине героические подвиги каждый день. В том числе тогда, когда добраться до сцены в перерывах между обстрелами было непростой задачей, и сегодня, когда стало потише.
— Донбасс всегда был непростым регионом. Здесь тяжелая промышленность — шахты, металлургия, коксохимические комбинаты, где работают люди, сильные духом и телом, закаленные в поколениях. При этом мы очень гостеприимны и жизнерадостны: накормим и обогреем каждого, кто идет к нам с миром, так и в театре встречаем одинаково тепло как опытных театралов, так и новичков, — рассказала Дейнека.
Елена Собкова,
корреспондент издания “Известия”

