Недавно в «Донбасс Опере» состоялся показ одного из самых любимых зрителями спектаклей – оперы-балета «Он хотел жить, „как все другие“». В основу положена популярная история, рассказанная в мюзикле «Призрак оперы».
Уже много лет эта постановка не теряет рейтинга среди ценителей классического танца и вокала. Именно классического, так как при создании донецкой версии был применён совершенно оригинальный формат, объединивший два вида академического искусства – оперу и балет. И даже у трёх главных героев появилось как вокальное, так и хореографическое воплощение.
На крайнем показе «Он хотел жить, „как все другие“» в спектакль была введена новая исполнительница партии «балетной» Кристины – юная, но уже так полюбившаяся зрителям балерина Анна Вальчик. Скажем сразу, не однофамилица, а достойная продолжательница танцевальной династии! Родная дочь нашего прославленного танцовщика Максима Вальчика. Анна – яркий пример того, что природа далеко не всегда «отдыхает на детях». Талант она унаследовала в полной мере. Новая роль вышла на славу! Впрочем, как и все балетные героини из солидного, для молодой танцовщицы, репертуара.
Корреспонденту «Донецкого кряжа» Анна дала эксклюзивное интервью.
– Анна, вы росли в балетной семье. Это предопределило вашу творческую судьбу?
– Да, безусловно. С самых ранних лет большую часть времени я проводила в театре, росла за кулисами. Не пропускала ни одного балетного спектакля. Разумеется, доводилось бывать на балетных уроках и репетициях. Всё это не могло не повлиять на мою судьбу.
– Знаю, что лет до десяти или одиннадцати вы серьёзно занимались художественной гимнастикой. Выбрали этот вид спорта, так как он максимально близок к искусству? Где тренировались, у какого тренера?
– Мне ещё не исполнилось и шести, когда впервые переступила порог гимнастического зала спортивной школы № 1. Туда меня привели родители. Скорее всего потому, что этот вид спорта, действительно, максимально близок к искусству. Я не была против и тренировалась с большим удовольствием. Моим первым наставником стала Эльмира Линаровна Мухомедзянова. Но она занималась лишь с самыми маленькими, поэтому, когда я подросла, по возрасту перешла к Наталье Владимировне Линник.
– На каком этапе поняли, что всё-таки балет вам ближе спорта?
– В течение нескольких лет спорт и балет были в моей жизни рука об руку. С восьми лет к тренировкам по художественной гимнастике в моём графике добавились занятия в школе хореографического мастерства Вадима Яковлевича Писарева. С течением времени я поняла, что несмотря на всю красоту и грацию, невзирая на то, что каждое упражнение художественной гимнастики схоже с балетным номером, это всё же спорт. А для моей души ближе оказалось искусство в чистом виде. Так выбор был сделан в пользу балета.
– Занятия художественной гимнастикой помогли в освоении искусства классического танца или наоборот из-за этого были сложности?
– Разумеется, у балета своя специфика и были нюансы, отличные от художественной гимнастики. Но тренировки в течение нескольких лет однозначно помогли мне развить такие необходимые для балерины качества, как шаг, растяжка, координация.
– Где продолжили хореографическое образование после окончания школы хореографического мастерства Вадима Писарева?
– В 2016 году поступила в Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, которую в 2020 году окончила у профессора, заслуженного деятеля искусств России Людмилы Валентиновны Ковалёвой. И в этом же году была зачислена в труппу Донецкого театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко.
– Помните свой первый выход на сцену?
– Да, я ещё училась в школе Вадима Писарева. Мы принимали активное участие в спектаклях театра. Один из первых моих выходов на сцену был в спектакле «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, где мы исполняли партию пажей. Это было очень волнительно. Ведь выходить на одну сцену с
действующими солистами театра – безумно ответственно. На тот момент ещё не могла подумать, что со временем исполню главную партию в этом спектакле – партию Джульетты.
– Что из классического репертуара уже удалось станцевать? Что в мечтах?
– На данный момент станцевала ведущие партии в балетах: «1000 и 1 ночь» (Шехерезада), «Жизель» (партия Жизели), «Щелкунчик» (Мари), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (Джульетта), «Ромео и Джульетта» Чайковского (Джульетта), «Лебединое озеро» (Одетта, Одилия), «Пер Гюнт» (Дочь Доврского короля), «Корсар» (Гюльнара), «Война и мир» (Наташа Ростова).
В опере «Князь Игорь» исполнила партию Чаги в Половецкой картине. И вот недавно с большой радостью исполнила партию Кристин в опере-балете «Он хотел жить, „как все другие“». Очень хотела бы станцевать партию Никии в балете «Баядерка».
– Вы по-настоящему блеснули в партии Наташи Ростовой в балете «Война и мир». Сложно ли было работать над ролью? Смотрели экранизации романа или наоборот абстрагировались от этого и искали свои грани трактовки образа?
– Конечно, несколько раз смотрела экранизацию романа, почерпнула для себя многое из игры актёров. Но в процессе подготовки искала именно те нюансы, которые мне ближе. Балет – это немое искусство, где посредством пластики тела нужно передать те эмоции и те чувства, которые артисты
кино и театров могут выразить словами.
– Недавно вы исполнили роль Кристин в опере-балете «Он хотел жить, „как все другие“». Расскажите о том, как работали над этой ролью. Что своё внесли в трактовку, в понимание характера героини? Довольны премьерным исполнением этой роли?
– Партия Кристин мне импонировала давно и готовилась к её исполнению очень тщательно. Сначала прочитала готический роман Гастона Леру. Разумеется, посмотрела и разные постановки мюзикла «Призрак оперы».
Хочу отметить, что активная подготовка происходила в сжатые сроки, потому что до этого у нас был новогодний блок «Щелкунчиков». Довольно непросто было переходить от канонов классического балета в более раздвинутые рамки неоклассики (именно этот стиль хореографии Вадим Яковлевич выбрал для постановки балетных сцен в этом спектакле).
Я убеждена, что в создании каждого образа должны присутствовать черты индивидуальности исполнителя. Насколько это получилось – судить нашему зрителю, а я считаю, что нет предела совершенству и каждый образ будет расти и совершенствоваться вместе со мной.
– В каких спектаклях мы сможем увидеть вас в ближайшее время?
– Ближайший мой ведущий спектакль 15 февраля «Лебединое озеро», где исполню партию Одетты-Одилии. С нетерпением буду ждать новых встреч с нашим любимым донецким зрителем!
Юлия БАЛДИНА,
Донецкий Кряж