Коллектив Донбасс Оперы начал гастрольный тур, организованный Росконцертом в рамках Всероссийского концертно-гастрольного плана. С 26 мая по 11 июня театр посетит четыре города – Казань, Ижевск, Самару и Ростов-на-Дону, где представит одни из самых новых и востребованных спектаклей своего репертуара – балет “Война и мир” В. Овчинникова и театральную мистерию “Carmina Burana (Кармина Бурана)” К. Орфа.
Гастроли нашего театра – это всегда мероприятие масштабное и сложное. Труппа из 192 человек по сути является мощной культурной делегацией, представляющей театральное искусство Донецкой Народной Республики в регионах России. Предвосхищая ряд вопросов, сразу сообщим, что спектакли на гастролях всегда показываются в том же виде, что и на нашей донецкой сцене – с оркестром, хором, полным сценическим оформлением. Как и в каждом гастрольном туре плечо к плечу с коллективом – генеральный директор театра Герой Труда Донецкой Народной Республики, народный артист Донецкой Народной Республики Евгений Иванович Денисенко и художественный руководитель народный артист Украинской ССР Вадим Яковлевич Писарев, которые контролируют все – от бытовых вопросов до проведения спектакля и поклонов, что очень дисциплинирует и поддерживает многочисленную театральную семью.
Итак, городов четыре, а значит и подробных историй с мест событий будет также четыре. Следите – не пропустите!
Первым городом, где высадился донецкий культурный десант стала роскошная, завораживающая Казань, город, которому уже 1020 лет. Дух захватывает от старинной архитектуры и царящей здесь энергетики.
Едва заселившись в гостиницу, артисты направились осматривать достопримечательности, которых в городе не счесть – Казанский Кремль, Мечеть Кул Шариф, Башня Сююмбике, Казанский Собор Иконы Божией Матери, Дворец земледельцев, Центр семьи “Казан”, Кукольный театр и многое другое. При этом мечеть нередко стоит напротив православного храма. И люди разных религий живут дружно, уважая традиции друг друга и даже вместе отмечая праздники. Так, православные христиане отмечают Курбан-байрам, а мусульмане красят яйца на Пасху.
Фото сделали, сувениры и подарки приобрели, с местными жителями пообщались, а на следующий день – балетный урок и репетиция.
На сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля донецкая труппа 30 и 31 мая представляла балет “Война и мир”. Эти показы завершали XXXVIII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Степень ответственности запредельная – впервые в Казани, да ещё и такая честь – закрывать престижнейший фестиваль, который ежегодно ждёт весь Татарстан, а театральные критики едут на него со всей России. Значимость этих выступлений подчеркивает и личное присутствие министра культуры Донецкой Народной Республики Михаила Васильевича Желтякова, который, помимо своей официальной миссии, поприветствовал, поблагодарил и поздравил свой театр.
Выбор спектакля для показа в Казани был для дончан очевиден. “Война и мир” – это премьерный балетный спектакль, который уже успел набрать мощь – все партии отточены, образы прожиты. К тому же Казань – это город, где автор романа-эпопеи “Война и мир” Лев Толстой прожил почти шесть лет. Здесь прошли его студенческие годы и развеселая юность. Казанский период жизни автора отразился в ряде его произведений. Удачное стечение обстоятельств.
Сильно заострять внимание на самом спектакле не будем, поскольку балет “Война и мир” очень масштабный, композиционно сложный, эмоционально насыщенный – местами прямо на разрыв. Кто видел – поймет, кто ещё не видел – должен хотя бы раз посмотреть, чтобы сложилось только свое впечатление с акцентами на тех моментах, что ближе сердцу.
Отметим лишь, что солисты балета заслуженный артист Донецкой Народной Республики Роман Белгородский (Андрей Болконский), Анна Вальчик (Наташа Ростова), заслуженный артист Донецкой Народной Республики Николай Жучков (Пьер Безухов), Константин Якивец (Наполеон), Дарья Донцова (Война), равно как и другие артисты балета, были безупречны. Отметим, что в гастрольном туре принимают участие и учащиеся Школы хореографического мастерства Вадима Писарева. Юные балерины проявили себя с лучшей стороны. Также дончан приехали поддержать коллеги из Йошкар-Олы. 17 артистов балета Башкирского государственного академического театра оперы и балета выступали вместе с нашими, и настолько органично это смотрелось, что даже не различить было, кто и где. Хор под управлением народной артистки Украинской ССР Людмилы Стрельцовой точно передавал атмосферу каждой картины. Оркестр во главе главным дирижёром заслуженным артистом Донецкой Народной Республики Юрием Парамоненко продемонстрировал идеальную слаженность, баланс звука был потрясающим. Композитору Вячеславу Овчинникову такое исполнение наверняка бы пришлось по душе.
Зрительская реакция заслуживает отдельных комментариев. Конечно, театральная публика понимала, что идёт не на увеселительный балет, а на произведение на серьезную историческую тему, где нужно заново переживать близкий для России сюжет, проникаться знакомой по кинофильму музыкой и следить за осовремененной классической хореографией. Это сложный мыслительный процесс. Именно поэтому в особо напряжённые моменты зрители замирали и, кажется, даже не дышали. Они проживали историю 200-летней давности здесь и сейчас. Представьте, в сцене “Ночь перед Бородино”, когда выходит Батюшка и иконой Божией Матери, зрительница перекрестилась. А когда Князь Андрей Болконский восходил в Отцу Нашему Небесному, когда ком стоит в горле и глаза полные слез, эта же зрительница не выдержала накала эмоций и, не дождавшись финального аккорда сцены, сорвалась на бурные искренние аплодисменты. Весь зал безусловно поддержал ее в этом порыве. Невероятно!
Спектакль завершился тихим, заслуженным, можно даже сказать выстраданным счастьем главных героев, что у зрителей вызывает радость вперемешку со светлой грустью. Занавес. И вот здесь раздались бурные овации, подзвученные великолепной театральной акустикой. Волшебство, от которого колотятся сердца в зале и на сцене. Цветы, фото, поздравления, благодарности от организаторов Фестиваля. Эмоций море.
Спасибо тебе, Казань! Знакомство с тобой мы запомним навсегда! А теперь – в путь, на встречу с новым для нас Ижевском.
Наталья Дейнека,
руководитель литературно-драматургической части Донбасс Оперы