Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Виталий Ходош «Медведь»: пресс-релиз

Театральная гостиная Донбасс Оперы 22 марта 2019 года в Год русского языка представляет премьеру оперы шутки «Медведь» В.С. Ходоша по одноименной пьесе А.П. Чехова.

Талантливые режиссер-постановщик и художник-постановщик Наталья Ширяева и дирижер Сергей Дубницкий создали яркий и динамичный спектакль, который обязательно понравится дончанам и гостям города.

Опера-шутка «Медведь» Виталия Семеновича Ходоша основана на одноименной пьесе Антона Павловича Чехова.

Чехов работал над пьесой-шуткой «Медведь» в 1888 году. Русский писатель, мемуарист А.С. Лазарев-Грузинский вспоминал: «…Чехов однажды прочел нам очень живую и веселую пьеску. Это был только что законченный им «Медведь»…». Чтение писателем пьесы, а Чехов редко читал вслух, свидетельствует о том, какое большое значение он придавал этой пьесе.

Пьеса «Медведь» была впервые напечатана в 1888 году в газете «Новое время» с заглавием «Медведь. Шутка в одном действии». Первая постановка пьесы «Медведь» состоялась на сцене театра Корша 28 октября 1888 года. Затем она была представлена на многих площадках.

Композитор В.С. Ходош достаточно часто обращался к произведениям Чехова: помимо трех одноактных опер («Беззащитное существо», «Ведьма», «Медведь») в его творчестве есть и кантата «По прочтении «Архиерея» А.П. Чехова». В 2009 году за создание этих произведений Ходош был удостоен Чеховской премии, учрежденной губернатором Ростовской области.

Произведения В.С. Ходоша исполняются в России и за рубежом: в 2008 году опера «Медведь» была показана Ростовским музыкальным театром на V конкурсе «Citta di Pesaro» (Италия), где удостоилась специального диплома.

Рассказывая о постановке, критики положительно оценивали вклад композитора: «музыка Ходоша трагичная и томная, лукавая и ироничная, медленная и неожиданно стремительная и страстная, резкая и мелодичная, уверенно ведет героев к счастливому концу. Композитор включает в оперу фрагменты из известной классической музыки <…> Но все вкрапления сделаны талантливо, и поэтому они органично вписываются в партитуру, придают ей широту, необходимую ироничность, а порой и эксцентричность, и жизненную достоверность».

«Медведь» – истинно чеховская опера, точно следующая драматургии водевиля, с живыми характерами трех действующих лиц: помещицы Алены Ивановны Поповой, недавно потерявшей мужа, ее слуги Луки и соседа, отставного поручика артиллерии Григория Степановича Смирнова.

Наслаждаясь великолепной музыкой озорной оперы-шутки «Медведь» В.С. Ходоша, зритель погрузится в особый мир русской усадьбы конца XIX века. Он увидит нестареющих чеховских героев, посмеется над вечными шутками. И найдет частичку себя в главных героях.