Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Владислав Лысак: от Киркорова до Верди

Одному из ведущих солистов «Донбасс Оперы» Владиславу Лысаку всего 33 года, и почти 15 из них он выступает на сцене театра. Впереди у него – блестящие перспективы, а позади – репертуар, позавидовать которому может даже бывалый солист.

Музыка и карате

Вокальные данные маленького Владика дали о себе знать очень рано. Первые рулады мальчик выводил начиная с младенчества. Но сознательно запел с пяти лет. Когда семья выезжала на дачный участок, малыш ходил между грядками с овощами и безошибочно выводил непростую в вокальном плане мелодию популярной песни Филиппа Киркорова: «Небо и земля-а-а, небо и земля-а-а, и со мною рядом ты, любовь моя-а-а». Соседи умилялись и говорили маме: «Растет у вас будущий певец». Женщина только улыбалась в ответ, ведь она, как никто другой, будучи преподавателем фортепиано в музыкальной школе Дзержинска, замечала, что у ребенка есть голос и что его попытки копировать эстрадные хиты довольно удачны.

К музыкальному образованию сына мама подошла с высоким профессионализмом. Чтобы развивать легкие и дыхание, Владислав осваивал игру на трубе, совершенствовать мелкую моторику помогали занятия в классе гитары, а фортепиано мальчик покорял дома под чутким надзором мамы. Певческий талант он совершенствовал в вокальной студии «Камертон» Дворца культуры. Педагог из «Камертона» Наталья Николаевна Степаненко посоветовала Владику серьезно заниматься вокалом, сказала, что у него есть не просто голос, но и хорошие творческие перспективы.

Но занятиями музыкой его интересы в детстве не ограничивались. Кроме музыкалки и вокальной студии, он успевал посещать еще и секцию карате. Занятия спортом помогали утвердиться в жизни.

«В маленьком городке, где я рос, лихие 1990-е растянулись и на период нулевых, что выражалось в недопонимании между ребятами из разных районов. Все проблемы мы решали в условленном месте, где активно махали руками и ногами, доказывая, кто сильнее. Спорт уважаю и сейчас. Конечно, активный тренировок позволить себе не могу, но поддерживать себя в хорошей форме стараюсь», – говорит Владислав.

Вокальная школа

Долгое время он развивался как эстрадный исполнитель и дальше видел себя именно в этой ипостаси. Но круто поменять стиль заставил случай, который произошел на конкурсе в Киеве, где в жюри сидел знаменитый украинский баритон – ведущий солист Национальной оперы Украины Анатолий Юрьевич Мокренко. Именно он услышал в голосе Владислава Лысака академические нотки и спросил, не хотел бы юноша заняться академическим пением.

«На тот момент у меня уже прошла мутация голоса, что давало широкие возможности для серьезных занятий. Анатолий Юрьевич пригласил на прослушивание в училище имени Глиэра, которое сейчас уже является академией музыки. Он тогда там преподавал и был готов заниматься со мной. Это было очень привлекательно. Но Киев далеко от моего родного города, от моих близких, поэтому я решил попытать счастья поближе», – вспоминает Владислав.

На конкурсе он получил солидную премию и заявил маме, что хочет потратить эти деньги на подготовку к поступлению в Донецкое музыкальное училище (ныне Донецкий музыкальный колледж им. С. С. Прокофьева), где будет заниматься с опытным педагогом. В качестве репетитора они выбрали замечательного специалиста Степана Михайловича Бабаликова. Прослушав будущего абитуриента, он отказался от оплаты своих репетиторских услуг, сказав любимую фразу: «Талантам надо помогать, а бездарности сами пробьются». На подготовительные занятия девятиклассник ездил каждую субботу.

«Вокальная школа, которую давал мне Степан Михайлович Бабаликов, была итальянской, – рассказывает Владислав. – Это подтвердилось, когда я, уже работая в Донецком театре оперы и балета, приехал на мастер-классы к одному из выдающихся баритонов современности – Ренато Брузону. Прослушав меня, он сказал: «Украинцы и русские поют чуть-чуть по-другому, а у тебя итальянское звуковедение». Конечно, были и замечания, но то, что моя школа близка к итальянской, было очень приятно услышать».

Конечно, одаренный подросток легко поступил в училище. Степан Михайлович Бабаликов взял его к себе класс, где три года лелеял талант, давая парню бесценные советы и оказывая помощь в творческом развитии.

Продолжил Владислав и участвовать в конкурсах. На фестивале-конкурсе памяти композитора Евгения Мартынова «Отчий дом» талантливого певца заметил тогдашний ректор Донецкой государственной консерватории им. С. С. Прокофьева (ныне академии) Вячеслав Васильевич Воеводин и предложил ему поступить в свой вуз после окончания училища. Так и произошло. В консерватории педагогом Лысака стал народный артист Украины, профессор Петр Епифанович Ончул.

«Мы нашли общий язык легко, хоть многие мне говорили, что у Петра Епифановича очень сложный характер. Наверное, это связано с тем, что он очень требователен. У него все было разложено по полочкам, день профессора был расписан по минутам. Для меня мой педагог стал вокальным отцом, который дал мне все для жизни в искусстве, в мире музыки и оперы», – отмечает певец.

В Донбасс Опере

На сцену Донецкого театра оперы и балета Владислав впервые вышел еще во время учебы в музыкальной школе – когда принимал участие в детском вокальном конкурсе. А работать в хоре театра начал еще в студенческие годы, стараясь зарабатывать, чтобы жить без помощи из дома.

Главный хормейстер Людмила Семеновна Стрельцова, прослушав нового хориста, поняла, что долго в таком качестве парень не задержится и станет солистом. Так и случилось. После первого курса консерватории 19-летний Владислав решил принять участие в прослушивании на солиста. Исполнил каватину Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» – и покорил главного дирижера театра Василия Василенко, который отправил юношу в отдел кадров писать заявление. Молодой солист сразу получил одну из ведущих ролей.

«Это был партия Милла в опере Россини «Брачный вексель». Я тогда даже не представлял, что это за герой. И когда увидел объем материала, который предстояло выучить всего за месяц, подумал, что это нереально. Но я никогда не отступаю назад, приняв какое-то решение», – говорит Лысак.

Он все успел и с блеском дебютировал. В зале за Владислава переживали мама и бабушка. А педагог не смог попасть на спектакль, но услышал от коллег восторженные отзывы.

«Можешь ничего не рассказывать мне о своем дебюте, я уже все знаю. Мне рассказали, как ты блистал в этот вечер», – заявил Петр Епифанович своему студенту.

Сейчас Владислав занят в большинстве оперных постановок, в опереттах и даже в сказках. Багаж исполненных партий более чем солидный. Но, как и каждый баритон, он мечтает о больших оперных партиях в шедеврах великого Верди. Некоторые из них уже исполнены.

«Первой моей партией из репертуара Верди стала роль Жермона в «Травиате». Впервые я исполнил ее на гастролях в Испании в возрасте 26 лет, моими партнерами по спектаклям были солисты из Италии, Венесуэлы, Молдавии. Эта роль не просто вошла в мой репертуар, но и стала знаковой, потому что делал я ее вместе с Ренато Брузоном, который считается одним из лучших Жермонов в мире. Со своей точки зрения он мне объяснял, что здесь должен делать мой герой, как и почему он себя ведет. Потом была роль Ренато в «Бале-маскараде».

Роли Риголетто и Набукко из одноименных произведений короля опер у Владислава впереди. Исполнять эти партии мешает лишь молодой возраст. Мечтает солист и о роли маркиза ди Поза в «Доне Карлосе», надеясь, что когда-нибудь этот спектакль поставят на сцене нашего театра. А недавно его багаж партий Верди пополнился Фордом из «Фальстафа», громкая премьера которого состоялась на сцене «Донбасс Оперы» в ноябре прошлого года.

Автор: Ольга СТРЕТТА