Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

За гранью классики

15 и 16 июня в "Донбасс Опере" состоялись концерты "Под маской Пьеро" и "Его величество романс".

15 и 16 июня в «Донбасс Опере» выдались насыщенными. И событиями, и эмоциями, и впечатлениями. Зрителям презентовали две интереснейшие программы. На афише они именовались концертами, но на деле это были настоящие маленькие спектакли со своей самобытной драматургией, непредсказуемым сюжетом и логичным финалом.

В субботу, 15 июня, в Театральной гостиной царствовало творческое наследие одного из самых неординарных исполнителей минувшего столетия – Александра Вертинского «Под маской Пьеро». Солистам удалось окунуться в эпоху Вертинского и осознать, как можно превратить каждую песню в некий фантазийный мир, как предать словам глубокий смысл, перенося спектр человеческих эмоций на неодушевленные предметы.

Примечательно, что песни Александра Вертинского исполнили не только солисты, но и солистки, мастерски вышедшие за строгие рамки привычного классического репертуара. Несколько композиций залу презентовал Александр Левчишин, став главным героем вечера. Хорошо прозвучал молодой певец Кирилл Волженцев. Поверить в существование «Розового моря» заставил Александр Бакулин.

Особым шармом отличились представительницы прекрасного пола, доказав, что могут порадовать слушателей музыкой любой эпохи. Совершенно по-новому прозвучала песня Вертинского «За кулисами» в исполнении неподражаемой заслуженной артистки Наталии Нарожной. Она не пела, она играла, проживая каждую ноту, наполняя глубоким смыслом каждое движение, позу поворот головы.

Проникновенно исполнила композицию, посвященную легендарной Вере Холодной, «Ваши пальцы пахнул ладаном» Светлана Ситник. Настоящим трагизмом наполнила «Кокаинетку», которую Александр Вертинский посвятил гибели сестры, Ирина Головченко.

В воскресенье, 16 июня, Холл-сцена подарила встречу с «Его величеством романсом». Этот особый музыкальный жанр очень сложен. Да, солист с консерваторским образованием может покорить партитуру, но при недостаточном понимании, о чем он поет и какой смысл вкладывали в музыку и слова авторы, можно варьировать от возвышенного содержания до пошлой трактовки в стиле известного литературного героя Свирида Голохвостого.

Разумеется, солисты «Донбасс Оперы» с романсом дружат, но «общаются» с таким же большим уважением, как и с оперным наследием. Программа получилась великолепной. Каждый номер концерта – маленький шедевр, личная история, рассказанная через творения Алябьева, Рахманинова, Чайковского, Монюшко, Мусоргского.

Когда заслуженная артистка Фатима Касьяненко исполняла знаменитого «Соловья», на некоторых пассажах казалось, что голосистая птичка прячется где-то за колоннами и подпевает солистке.

Сложнейшее произведение выбрала заслуженная артистка Наталия Нарожная. «Молитва» на музыку Рахманинова и слова Гёте в переводе Плещеева звучала как-то особенно проникновенно. Приятно было услышать любимый многими романс Рахманинова на стихи Тютчева «Весенние воды» в исполнении молодой солистки Анны Абдул Латиф.

Тему романса «Донбасс Опера» продолжила в минувшие выходные.

Ольга СТРЕТТА
Донецк Вечерний