Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Заметки о VII Фестивале «Видеть Музыку»: Донецкий Балет «Пер Гюнт»

Заметки о VII Фестивале «Видеть Музыку»: Донецкий Балет «Пер Гюнт»
На VII Фестивале музыкальных театров «Видеть Музыку» Донецкий театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко (Донбасс Опера) привез два спектакля: оперу «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Дж. Верди и балет «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига

Постановку балета «Пер Гюнт» четверть века назад осуществил известный хореограф, народный артист Украины Вадим Писарев. Однако и сегодня этот самобытный авторский балет, отмеченный неистощимой творческой фантазией большого мастера, продолжает вызывать огромный интерес у зрителей. Доказательством тому может служить горячий прием, который москвичи и гости российской столицы оказали донецкому «Пер Гюнту» во время представления спектакля на Новой сцене Государственного академического Большого театра России 18 сентября 2022 года.

Как художник, Вадим Писарев тяготеет к грандиозным хореографическим полотнам, основанным на эпосе разных народов: мифах, сказаниях, сказках, преданиях, легендах.

Либретто балета «Пер Гюнт» написали Юрий Станишевский и Геннадий Кондауров по мотивам древних норвежских сказаний. В партитуре балета использована музыка знаменитого норвежского композитора Эдварда Грига из одноименной оперы, подлинные мелодии национального норвежского танца халлинг, а также фрагмент из некоторых других музыкальных произведений.

В тесном творческом сотрудничестве с художником-постановщиком Сергеем Спевякиным (уже знакомому зрителям VII Фестиваля «Видеть музыку» по замечательной сценографии донецкой оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа) и художниками по костюмам Жанной Кодрягиной, Оксаной Спевякиной и Оксаной Кубекиной, хореографу Вадиму Писареву удалось создать новаторский неоклассический балет, в котором классический и народно-характерный танец обогащен элементами современного танца и акробатики.

Балет строиться как захватывающий рассказ об истории жизни и странствиях любимого героя норвежского эпоса – Пера Гюнта. Это позволяет передать драматизм пограничных экзистенциальных ситуаций, в которых оказываются герой балета, а также сложность нравственных проблем, которые ему приходится решать во время своих скитаний и возвращения к истокам.

Жизнерадостный, энергичный и увлекающийся Пер Гюнт (образ которого с огромной творческой самоотдачей создал заслуженный артист ДНР Роман Белгородский) впервые появляется на свадьбе пленительной Ингрид (зажигательная Анастасия Никольская) и Маса Мона (искрометный Валерий Видманкин). Сцена свадьбы представляет собой восхитительную танцевальную сюиту, в которой массовые норвежские танцы чередуются с монологами и дуэтами главных героев. Легкая и стремительная невеста Ингрид покоряет жениха и гостей своим юным задором и красотой. А ловкий и удалой Пер Гюнт очаровывает невесту и в стремительном танце уводит ее за собой, заставляя Ингрид забыть своего жениха Маса Мона.

Появившаяся мать Пера, Осе (сердечная Юлия Сафонова) решительно останавливает своего сына от предосудительного шага. Прекрасная, поэтичная, нежная Сольвейг (в проникновенном исполнении Виктории Губрий) пробуждает в душе Пера чувство подлинной любви и отвечает ему взаимностью. Великое чувство любви к Перу Сольвейг пронесет через всю жизнь. А знаменитая песня преданной Сольвейг, ждущей возвращения своего возлюбленного, станет лейтмотивом героини и не раз будет спасать Пера в его странствиях.

На горных тропах повстречает Пер Гюнт таинственную женщину в изумрудно-зеленом одеянии. Это дочь Доврского короля (Анна Вальчик), чем-то похожая на бажовскую Хозяйку Медной горы. Гибкая и соблазнительная, она своим чувственным танцем увлекает Пера в Рондские скалы, где правит коварный Доврский король (Павел Дранов). Его дочь хочет женить Пера на себе. А злобные придворные тролли своей бешеной пляской преграждают Перу путь назад. Но слышится песня Сольвейг, которая останавливает злобных троллей. Своей любовью Сольвейг помогает Перу вернуться к людям.

Путешествуя по разным странам, Пер Гюнт оказывается на побережье Северной Африки в компании четырех попутчиков – циничных искателей удачи, богатства и власти. Оригинальный танец четырех попутчиков Пера артистично и технически виртуозно исполнили танцовщики Валерий Видманкин, Николай Жучков, Алексей Литовко, Константин Якивец.

Однако попутчики обворовывают Пера и оставляют одного в пустыне. Здесь Пер Гюнт встречает арабских кочевников, которые поклоняются ему, называя Пророком и Повелителем. В душе Пера просыпается губительное чувство превосходства над другими. В этот момент перед ним появляется Доврский король в облике профессора, который увлекает Пера во дворец, где тот сможет упиваться собой и быть истинным Властелином.

Однако этот дворец оказался домом умалишенных, а Пер Гюнт новым пациентом коварного профессора. За зарешеченными окнами царит жуткая атмосфера безумия и страданий, в дикой пляске кружатся вокруг Пера безумцы. Тяжелые мысли одолевает Пера. Перед его взором проходит вся его прежняя жизнь. Он понимает, что слава, богатство, власть, самодовольство оказались фальшивыми ценностями, а стремление к ним привело его к жизненному краху.

Снова слышится сердечная песня Сольвейг, и образ ее появляется перед глазами Пера. Силой своей любви Сольвейг спасает Пера. Вырвавшись из сумасшедшего дома и преодолев все препятствия, Пер Гюнт возвращается на землю, где он родился, мог оставаться самим собой и был счастлив. Именно это он теперь считает самым ценным в жизни. В родном краю Пер Гюнт встречает преданную и любящую Сольвейг, которая говорит ему: «В вере, надежде и любви моей ты всегда оставался со светлой душой и чистыми помыслами».

С чувством огромной благодарности встретили зрители красивый и глубокий донецкий балет «Пер Гюнт», напоминающий о подлинном смысле и непреходящих ценностях человеческой жизни.

Донецкий театр оперы и балета закончил свои представления в Москве, но VII Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», проходящий при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив, продолжает показы спектаклей на других сценических площадках Москвы по 12 ноября 2022 года.

Фото предоставлено Донбасс Оперой

Автор – Вера Кошелева,
журналист, искусствовед