Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Заметки о VII фестивале «видеть музыку»: Последняя опера Джузеппе Верди в постановке Донбасс Оперы

17 сентября 2022 г. начались показы спектаклей участников VII Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», который проводится при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.

Первые спектакли IV Фестиваля «Видеть музыку» – опера «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» и балет «Пер Гюнт» в постановке Донецкого театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко (Донбасс Опера) прошли 17 и 18 августа на Новой сцене Государственного академического Большого театра России 17 и 18 сентября.

«Фальстаф» – последняя, 26 опера Дж. Верди. Оперы композитора по-прежнему остаются самыми популярными в репертуаре музыкальных театров как в России, так и во всем мире. Достаточно сказать, что на VII Фестивале «Видеть музыку» поклонники творчества великого композитора смогут увидеть еще три его шедевра: «Аиду», «Риголетто» и «Бал-маскарад».

Заметки о VII фестивале «видеть музыку»: Последняя опера Джузеппе Верди в постановке Донбасс Оперы

Однако в отличие от других опер Дж. Верди, «Фальстаф» идет довольно редко. Тем больший интерес спектакль Донбасс Оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» вызвал у публики.

Ранее в Донбасс Опере шел спектакль, отражающий эпоху средневекового рыцаря «Фальстафа», но известный режиссер-постановщик, дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Александр Лебедев решил поэкспериментировать и перенес действие в современность.

Помогли ему осуществить такую трансформацию художник-постановщик, заслуженный художник Украины Сергей Спевякин и художник по костюмам Оксана Кубекина. Сергей Спевякин в своей сценографии создал интересные современные интерьеры. Это и склад театрального реквизита, на стенах которого развешаны афиши знаменитых опер современного мирового репертуара, и площадь в центре современного города, и роскошная гостиная в доме банкира Форда. Ощущение современности создают также впечатляющие видеопроекции урбанистических пейзажей, небоскребов английских городов и даже слуховые эффекты: шум и гудки движущихся автомобилей и т.д.

Художник по костюмам Оксана Кубекина нарядила всех героев оперы в современные одежды и обувь, всех, кроме Фальстафа, который одет в исторические костюмы. Но в этом есть свой особый смысл.

Постаревший и уже не востребованный оперный артист сэр Джон Фальстаф в исполнении заслуженного артиста ДНР Вадима Воловчука – персонаж трагикомический. Он продолжает жить в мире своих оперных героев-любовников и носит их исторические костюмы. Не имея возможности самовыражаться на сцене, Фальстаф начинает лицедействовать в реальной жизни. Подражая своим сценическим героям, он пишет выспренные любовные послания двум богатым горожанкам миссис Аличе Форд (Светлана Малеева) и миссис Мэг Пейдж (Татьяна Саввина), и начинается игра, которая постепенно втягивает родственников и знакомых Аличе и Мэг и оборачивается непредсказуемыми последствиями для всех ее участников.

Заметки о VII фестивале «видеть музыку»: Последняя опера Джузеппе Верди в постановке Донбасс Оперы

Не заботясь об этике и тайне личной переписки, Аличе и Мэг обмениваются посланиями Фальстафа и посвящают в их содержание свою приятельницу миссис Квикли (заслуженная артистка ДНР Анна Максудова). При этом они не столько стремятся проучить старого ловеласа Фальстафа, сколько позабавиться от скуки, что ставит под сомнение их собственные нравственные качества.

Еще большие нравственные изъяны обнаруживает муж Аличе, банкир Форд, роль которого и в вокальном, и актерском отношении великолепно исполнил заслуженный артист ДНР Владислав Лысак. Предупрежденный собутыльниками стареющего артиста Бардольфом (Григорий Шафир) и Пистолем (Максим Алексейчук) в намерениях Фальстафа, банкир Форд, чтобы убедиться в верности своей жены Аличе, совершает неприглядный поступок. Под видом некоего синьора Фонтаны он сам подкупает Фальстафа, чтобы тот соблазнил, а потом свел его с миссис Аличе Форд (его собственной женой). А когда Фонтана (банкир Форд) слышит от Фальстафа, что тот уже завоевал сердце Аличе и что она назначила ему свидание во время отсутствия своего мужа-рогоносца, то переживает мучительные, почти отелловские муки ревности.

Замечательно сыграна донецкими артистами сцена в гостиной дома Фордов. Пока темпераментная Аличе-Малеева лукаво кокетничает со сластолюбцем Фальстафом-Воловчуком, в гостиную вбегает Мэг-Саввина (к сожалению, довольно вялая и апатичная для сцены ревности артистка). А затем неожиданно врывается разъяренный от ревности Форд, с огромной толпой банковских служащих. Во время всей этой суматохи по приказанию предусмотрительной Аличе слуги успевают выбросить большой короб для грязной одежды вместе с Фальстафом в воды Темзы. А Форд обнаруживает за ширмой не соблазнителя Фальстафа, а свою дочь Нанетту (Мэри Саргсян) и ее возлюбленного Фентона (Андрей Кривохата). Чистые голоса этой оперной пары воплощают искреннюю и бескорыстную любовь, противостоящую миру притворства, коварства и интриг.

Восторженно встретили зрители финал донецкого «Фальстафа» органично соединившего звучание оркестра (дирижер – заслуженный артист ДНР Юрий Парамоненко), прекрасного хора (главный хормейстер – народная артистка Украины Людмила Стрельцова) и сценографии. На фоне звездного неба, символизирующего высоты человеческого духа и нравственности, артисты хора, в светлых одеяниях золотистых, розовых и сиреневых оттенков призывали зрителей научиться шутить и смеяться не только над чужими пороками, но и над собственными слабостями. Быть может, тогда мир станет чище и добрее.

Фото предоставлено Донбасс Оперой
Автор – Вера Кошелева, журналист, искусствовед