Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Зашли с козырей

Приезд артистов Донбасс Оперы (Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко) оплатили фестиваль «Видеть музыку», Министерство культуры и Президентский фонд культурных инициатив.

Приезд артистов Донбасс Оперы (Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко) оплатили фестиваль «Видеть музыку», Министерство культуры и Президентский фонд культурных инициатив. Перед началом представления в зал к руководству донецкого театра вышел генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Ему известно, в каких условиях сейчас находятся его коллеги, и он с радостью принимает их на сцене ГАБТа.

— Мы в Москву приехали 16 сентября, а 19-го уже обратно домой, — поделился с «Известиями» худрук Донбасс Оперы Вадим Писарев. — Вырваться на несколько дней из-под бомбежек и обстрелов — это ли не счастье. Хоть воздух мирный вдохнуть.

В последний раз Донецкий театр оперы и балета приезжал в столицу еще во времена СССР, 1 октября 1979 года. На сцене Московского государственного академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко показали 22 лучших спектакля, в том числе «Царскую невесту», «Десять дней, которые потрясли мир», «Дон Жуана», «Лючию ди Ламмермур», «Ромео и Джульетту». И спустя почти полвека донецким артистам хотелось зайти с козырей. Они планировали показать в Большом оперу Carmina Burana Карла Орфа. Но подумали, что это произведение меломаны уже много раз слышали. Поэтому решили: удивлять так удивлять, и представили Верди «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа». Это произведение редко берут в репертуар музыкальные театры — сложная опера. Музыкальные критики называют это произведение вершиной творческого наследия композитора. «Нам хотелось показать, что мы тоже не лыком шиты, — признался «Известиям» Вадим Писарев. — Мы же приехали с живым оркестром, с хором, со своими декорациями. Артисты чувствуют особую ответственность — все-таки это главная сцена страны».

Режиссер Александр Лебедев перенес действие оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» в наши дни. На сцене вывески лондонских бутиков, которые сменяют интерьеры с портретами безумного Бориса Джонсона и строгой королевы Елизаветы II. Сэр Джон Фальстаф — толстый, пожилой, самовлюбленный оперный певец, который терпит множество любовных неудач. Дорога любовных интриг приводит к совершенно неожиданному повороту для него самого. Однако в финале пороки будут обличены, и все от души посмеются. Дирижер-постановщик — Юрий Парамоненко. Главные партии исполнили Вадим Воловчук (сэр Джон Фальстаф), Владислав Лысак (банкир Форд), Светлана Малеева (его жена, миссис Аличе Форд), Мэри Саргсян (их дочь Нанетта).

В балете выбор пал на постановку Вадима Писарева «Пер Гюнт» на музыку Грига. Это визитная карточка театра. Спектакль в репертуаре с 1997 года. Это история по драме норвежского писателя Генрика Ибсена о странствиях и приключениях весельчака и балагура Пер Гюнта. На его пути будут тролли, гномы, феи. А дома его будут ждать мать Осе и юная Сольвейг. Постановщик называет своего героя «гражданином мира». С этим спектаклем коллектив объехал полсвета и наконец добрался до Москвы. На столичной сцене главные партии исполнили солисты балетной труппы Донбасс Оперы Роман Белгородский (Пер Гюнт) и Виктория Губрий (Сольвейг).

Оба представления зрители приняли восторженно. Зал аплодировал стоя.

— Не бросить театр в такое тяжелое время, показать свое искусство избалованному столичному зрителю — есть в этом что-то героическое! Браво, Донбасс Опера! — восторгалась пожилая меломанка, пришедшая в Большой с внуком.

«Артисты репетируют каждый день»

Как ехать назад, после таких ярких эмоций, мирного неба? Этот вопрос витал в воздухе.

— Да очень просто: блокпост, Успенка и вперед, на Донецк. В гостях хорошо, а дома лучше. Донбасс — это родина, — говорят артисты.

Сейчас в Донбасс Опере не играют спектакли. Во время СВО все праздничные и массовые мероприятия запрещены.

— Поскольку там, где только соберутся люди, там взрывают. По нам стреляют. Но артисты репетируют каждый день, — пояснил худрук.

Репетируют, чтобы ездить со спектаклями туда, где тоже ждут артистов из Донбасса. Летом объехали шесть городов, в том числе Ставрополь, Сочи, Краснодар. Сейчас артистов ждут в Челябинске, Сыктывкаре, Томске. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» театр месяц будет выступать в России.

Как говорит худрук, уже готова премьера оперы «Князь Игорь» Бородина, но сейчас ее выпустить нельзя. Возможно, ее привезут в начале следующего года в Крым в Херсонес.

Источник: Известия
Автор: Зоя Игумнова