Донбасс Опера. 89-й театральный сезон

Жемчужина классики в «Донбасс Опере»

И вновь на сцене «Донбасс Оперы» шедевр классического танцевального наследия — балет «Жизель», который уже почти две сотни лет любим зрителями. О его постановке в нашем театре «Донецкое время» поговорило с главным балетмейстером Валерием Поповым и ведущими артистами – Ириной Комаренко и Николаем Жучковым.

Романтическая мистика

Сегодня этот классический балетный спектакль, на музыку А. Адана, созданный несколько веков назад, не просто не забыт, как многие достойные спектакли прошлых лет, но и провоцирует современных балетмейстеров на новые постановки.  Впервые в 1841 году балет «Жизель» был представлен на сцене Парижского театра.  А через год в России он стал выдающимся событием театральной жизни. Сценическая история «Жизели» любопытна. В Западной Европе это произведение было забыто. В России — лучшие мастера танца, балетмейстеры Ж. Перро, М. Петипа, обновили спектакль, углубили характеристику действующих лиц, внесли много нового в постановку. Именно в России родились Жизели, ставшие эталоном XX столетия: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Марина Семенова, Галина Уланова. И именно благодаря этим балеринам Жизель снова стали исполнять танцовщицы Франции, Великобритании, а затем всей Европы и США.

– Музыкальный текст балета нельзя назвать просто аккомпанементом к танцам. Он заметно выделяется своей одухотворенностью и характерностью. Все образы героев и их внутренний мир получили очень тонкое воплощение в романтическом танце балета. Кроме того, насыщенное содержание спектакля, великолепная идея и яркие образы позволили ему стать одним из самых известных и любимых балетов на протяжении уже почти 180 лет, — рассказывает Валерий Попов.

– Валерий Алексеевич, когда впервые балет «Жизель» был представлен на сцене нашего театра? 

–  Впервые, в новой редакции, балет был поставлен в 1993 году балетмейстером- постановщиком Евгенией Хасяновой.  Исполнителями главных партий в нем стали артисты: Галина Чайка и Юрий Мезеря, Елена Зельдина и Юрий Цыбульский, Ирина и Александр Бойцовы, Вадим Писарев и Ирина Дорофеева. Сегодня это: Ирина Комаренко, Максим Вальчик, Виктория Губрий, Роман Белгородский, Елена Онищенко, Константин Якивец, Елена Соловей, Николай Жучков, Анна Касьянова.

– Почему «Жизель» называют самым мистическим балетом?

– «Жизель» — балет, наполненный призраками, — трагическое и романтическое повествование о любви. В сюжете показана нежная и вместе с тем мистическая история молодой и наивной девушки, которая любит всем сердцем и уверена в ответной любви своего избранника Альберта. Но он слишком поздно осознает свои чувства к ней – она умирает от горя по его вине.  События, которые изменят и Альберта, и Жизель, обретают мистический поворот. Существует сказание о виллисах- юных, умерших до свадьбы невестах, преданных своими возлюбленными.  В полночь они встают из могил и мстят за себя, увлекая парней в танец, пока те не упадут замертво. И Альберту предстоит столкнуться с этим потусторонним миром. Но душа Жизель, все еще нежно и преданно любящая его, защищает возлюбленного от мстительных виллис, спасая от гибели. Первый и второй акт балета совершенно разные. В первом Жизель – обычная девушка, крестьянка, испытавшая и любовь, и предательство, и сумасшествие, и смерть. А второй акт – это настоящая мистика: танцы виллис, выход Жизель из могилы и т.п.

Валерий Попов
Валерий Попов

Сложные танцы – естественные образы

– Действительно ли этот спектакль считается одним из самых сложных для танцев?

– «Жизель» — один из самых часто исполняемых классических балетов в мире, но в то же время один из самых сложных для танцев. Он так построен и музыкально, и технически. Главная героиня Жизель во втором акте как дух, — она прозрачная, воздушная, она летает. А партнеру приходится все время носить ее на руках. И все это очень медленно, плавно. На самом деле это сложно технически, физически. Раньше, в 19 веке, когда только появился этот балет, артисты не владели такими техниками, поддержками. Для этого придумывали системы канатов, тросов. Сегодня же партнеры носят своих партнерш красиво…

– Впервые партию Жизель я танцевала в 1993 году. Тогда мне было 19 лет, — рассказывает Ирина Комаренко. – Прошло много времени, но по сей день для меня это образ, над которым можно работать всю жизнь. Его можно совершенствовать и технически, и актерски. Например, первый акт более игровой, живой, в нем все должно выглядеть естественно, натурально.  И эту естественность важно показать, рассказать с помощью танца, мизансцен, жестов. Чтобы зрителю было понятно и не скучно.  Нужно чтобы это все выглядело натурально, а не наигранно.  Второй акт –классический, «белый акт». В нем все должно быть легко, невесомо: мягкие руки, легкий прыжок, — так, чтобы зритель замирал.  Жизель должна быть неземная во втором акте. Артисты хотят воплотить на сцене, прожить эту историю, причем прожить каждый по-своему. И каждая из балерин привносит что-то свое в этот образ. Кто-то больше показывает состояние духа, воздушность, нереальность, а кто-то делает акцент на любви.

Николай Жучков
Николай Жучков