Донбасс Опера. 89-й театральный сезон
Тамара Алексеевна Лагунова

Тамара Лагунова

Народная артистка Украины Тамара Алексеевна Лагунова вписала яркую страницу в богатую историю Донбасс Оперы. Сейчас она передает свой опыт и мастерство солистам театра в качестве педагога-репетитора по вокалу. 25 апреля 2019 года Тамара Алексеевна отпраздновала свой 75-летний юбилей. Эта удивительная женщина по-прежнему красива, элегантна, всегда приветлива и доброжелательна к окружающим. Ее сильный, прекрасный голос звучит как прежде. Она, словно солнце, согревает всех вокруг своим теплом. И это несмотря на то, что ей пришлось преодолеть превратности судьбы и все в этой жизни певице досталось ценой колоссального труда и кропотливой работы над собой.

Через тернии – к звездам

В одном мудром изречении, которое полностью соответствует жизненному пути Тамары Алексеевны, сказано, что «Испытания приходят лишь затем, чтобы проверить нас. Они подобны облакам, которые появляются и исчезают». Она родилась в Бахчисарае. Ей досталось тяжелое послевоенное детство. Вдобавок к этому, в отличие от многих других детей, девочка была лишена родительской любви и заботы. Отец погиб, мама потеряла Тамару с сестрой на вокзале, когда меняла вещи. Так Тома оказалась в детдоме на несколько лет. Затем были годы жизни в многодетной семье матери (она нашла и забрала дочь к себе, чтобы нянчила малышей), работа в колхозе. Она даже в самых сокровенных мыслях не мечтала стать оперной певицей. Хотя в детстве девочке хотелось быть похожей на свою учительницу музыки – очень красивую женщину, которая задушевно пела.

Однажды подруга услышала, как поет Тамара и посоветовала ей учиться, развивать свой голос. Девушка решила попробовать свои силы и поступила в Барнаульское культпросвет училище на дирижерско-хоровое отделение (в то время она жила на Алтае). Здесь от своего первого педагога по вокалу Галины Латышевой она услышала: «Тамара, с таким чудесным голосом тебе в училище делать нечего – надо поступать в консерваторию». Педагог дала девушке и рекомендательные письма. Так Тамара поступила сначала на подготовительное отделение Новосибирской консерватории, а затем успешно окончила этот вуз. В годы учебы ей пришлось браться за любую работу, чтобы заработать на жизнь. С большой теплотой Тамара Алексеевна вспоминает своего педагога Лидию Владимировну Мясникову, которая стала ей второй матерью – подкармливала, помогла найти работу. А ее школа вокала была для девушки просто бесценной.

На вершине оперного искусства

В 1971 году Тамара Алексеевна стала солисткой Самаркандского оперного театра, где три с лишним года исполняла известнейшие и сложнейшие партии Чио-Чио-Сан из «Мадам Баттерфляй», Джильды из «Риголетто», Леоноры из «Трубадура», Татьяны из «Евгения Онегина». Но ее душа стремилась в Россию, поэтому в 1975 году она поехала на прослушивание в Воронежский театр, где случайно узнала, что в Донецке ищут сопрано, да и квартиру сразу обещают дать. Так Тамара Алексеевна оказалась в нашем городе, ее прослушали в опере «Трубадур» и приняли в театр. Правда, квартиру она получила только через год, а до этого пришлось жить в кладовой театрального художника. Вскоре молодая певица стала ведущей солисткой театра и получила звание заслуженной артистки УССР. А в 1991 году ее талант и заслуги были отмечены званием народной артистки Украины.

Ей очень понравился Донецк и коллектив театра. Здесь Тамара Алексеевна встретила свою судьбу и вышла замуж за солиста оперы заслуженного артиста Украины Игоря Владимировича Дикова, который старался опекать и поддерживать молодую талантливую артистку с тяжелой судьбой. В нем она нашла друга, брата, мужа, отца. Вместе супруги были на сцене и дома. Это был яркий дуэт Маргариты и Фауста в «Фаусте», Донны Анны и Дон Жуана в «Дон Жуане». Они прожили много лет в любви и согласии.

Партнером Тамары Алексеевны по сцене был наш выдающийся земляк, народный артист СССР Анатолий Соловьяненко, вместе они блистали в операх «Запорожец за Дунаем» – Оксана и Запорожец и «Трубадур» – Леонора и Манрико.

Быть оперной певицей – тяжелый труд. Спеть спектакль – это равнозначно пробежке 25 километровой дистанции для спортсмена. Оперные партии требуют огромных эмоциональных и физических вложений. Поэтому они все у Тамары Алексеевны любимые – Абигаиль в «Набукко», Флория Тоска в «Тоске», Ярославна в «Князе Игоре», Дездемона в «Отелло» и многие другие. На высоком уровне представляла Тамара Алексеевна искусство Донбасса во время гастролей театра в России, Украине, Испании, Италии, Франции, Японии, Германии.

Философия жизни

«Когда поешь, когда находишься во власти волшебного мира звуков, все жизненные проблемы забываются. Может быть, от многого в жизни пришлось отказаться, много сил и нервов потрачено, чтобы добиться своего, но это все не зря. И я благодарю судьбу за это», – улыбается Тамара Алексеевна.

– Что помогает Вам сохранять спокойствие, доброжелательность и гармонию души в нашем бушующем мире? – интересуюсь у Тамары Алексеевны.
– Это работа над собой, медитация, я стремлюсь привести душу в изначальное состояние. Когда она приходит впервые на эту мировую сцену, она бывает сильной, светлой и чистой, и очень важно достичь этого состояния.

– Что для Вас значит наш театр?
– Я состоялась в театре, смогла реализоваться как певица, здесь раскрылись мои способности, здесь мой труд был отмечен высокими званиями. Благодаря театру я все имею и счастлива, что могу до сих пор приносить ему пользу.

– Крепкого здоровья Вам, благополучия и активного долголетия, уважаемая Тамара Алексеевна.